Подвиг Талалихина Виктора. Какой подвиг совершил летчик Талалихин и когда? Виктор Васильевич Талалихин. Биографическая справка Талалихин краткая биография

Талалихин Виктор Васильевич

Отважный защитник неба Москвы, ставший символом героизма и самопожертвования.

Статистика

Совершил 47 боевых вылетов в период «Зимней войны» с Финляндией и около 50 вылетов в Великой Отечественной. Кроме «хейнкеля», уничтоженного таранным ударом в ночь на 7 августа 1941 г., сбил лично два и в паре еще один самолет противника.

Биография

Родился 18 сентября 1918 г. в селе Тепловка Саратовской губернии в семье рабочего. После окончания семилетки и школы ФЗУ работал на Московском мясокомбинате, занимался в планерной школе, аэроклубе. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в Воронежской области, получил звание младшего лейтенанта и направлен в 27-й иап ПВО Москвы. Участвовал в советско-финской войне на биплане И-153 «Чайка», был награжден орденом Красной Звезды.

Кем был

После окончания «Зимней войны» вернулся в Подмосковье, переучился на истребитель И-16, прошел курс ночной тренировки. В бой с врагом вступил летом 1941 г. заместителем командира эскадрильи 177-го иап ПВО. За ночной таран неприятельского самолета «хейнкель-111» 8 августа 1941 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» присвоено звание Героя Советского Союза. В октябре среди первых летчиков полка освоил новый МиГ-3, штурмовал вражеские моторизованные колонны, наступающие на столицу с юга.

Чем знаменит

Тараненный вражеский бомбардировщик упал между деревнями Мансурово и Степыгино, недалеко от Домодедово. Героический подвиг Виктора Талалихина на подступах к Москве в ночь на 7 августа 1941 г. стал широко известен в войсках, об этом сообщали сводки, писали газеты. Это не был первый ночной таран, и не первый таран в московском небе, но это не умаляет мужества и героизма летчика, продемонстрировавшего беззаветную храбрость, высокую воинскую доблесть. Младший лейтенант Талалихин покинул истребитель с парашютом, приземлившись в небольшую речку Северку.

Места сражений

Москва, Подмосковье.



Случаи проявления наивысшей степени героизма

В ночном бою, рискуя собственной жизнью, вплотную сблизился с вражеским самолетом, высвеченном лучами прожекторов. Оборонительный огонь стрелка-радиста ранил нашего летчика в руку, но он ударом мотора истребителя по фюзеляжу врага сбил его, повторив подвиг легендарного русского летчика П.Н. Нестерова, впервые использовавшего подобную форму боя. В.В. Талалихину повезло – он смог покинуть открытую кабину самолета, раскрыть купол парашюта.

Обстоятельства смерти

Погиб в воздушном бою 27 октября 1941 г. – сбит вражеским асом у деревни Каменки, недалеко от Подольска.

Государственные награды

Герой Советского Союза награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. В честь Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Аткарске, Батайске, Виннице, Владивостоке, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске, Калининграде, Краснодаре, Мариуполе, Омске, Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейном Поле, Енакиево, Липецке, Тамбове, Подтёсово. Приказом министра обороны навечно зачислен в списки первой эскадрильи 177-го иап, а самому полку, единственному из частей ПВО, присвоено почетное наименование «Московский».

    Талалихин Виктор Васильевич Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    - (18.9.1918, с. Тепловка Вольского района Саратовской области, 27.10.1941, около Подольска), советский лётчик, младший лейтенант (1938), Герой Советского Союза (8.8.1941). Сын рабочего. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков… … Большая советская энциклопедия

    - (1918 4..1) летчик, Герой Советского Союза (194..1), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.8.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой … Большой Энциклопедический словарь

    - (1918 1941) советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско финляндской войны; сбил 4 самолёта противника. С начала… … Энциклопедия техники

    - (1918 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7 августа 1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолётов. Погиб в воздушном бою под… … Энциклопедический словарь

    - (1918, село Тепловка Саратовской губернии 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант. С 1933 в Москве, работал на Московском мясокомбинате. Окончил военную авиационную школу (1938). В ночь на 7 августа 1941 совершил первый в … Москва (энциклопедия)

    - (18.09.1918 27.10.1941) летчик истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант. Участник советско финской войны. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 177 иап (6 иак ПВО). В ночь на 7 августа 1941 г. на подступах к Москве… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Великая Победа. Герои войны (демонстрационные картинки) , . Комплект`Герои войны` посвящен 16 отважным -и мужественным людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны…


Р одился в 1918 году в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС. Герой Советского Союза (8.8.1941). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Боевое крещение выпускник Борисоглебской военной авиационной школы Виктор Талалихин получил в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. 40 боевых вылетов сделал молодой летчик-истребитель, сбросив десятки бомб на вражеские укрепления, аэродромы, автоколонны, склады с боеприпасами и горючим, сбил несколько самолетов противника. За доблесть и мужество он был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года Виктор Талалихин с отличием закончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, в составе которого и встретил Великую Отечественную войну. А в ночь с 6 на 7 августа 1941 года он совершил ночной воздушный таран. Вот как об этом рассказал сам Виктор:

«...Августовская ночь 1941 года. Подмосковье. Небо, усыпанное звездными узорами, казалось сказочным. Тихо, спокойно вокруг. Но это обманчивая тишина. Московское небо в опасности. Озверелые фашисты рвались к Москве. Группа боевых самолетов стояла в укрытии на опушке леса и ждала приказа на вылет. Среди других находился и мой «ястребок». Вдруг в небе засверкали лучи прожекторов, словно играя между собой, они стали полосовать небо. В подмосковном небе показались фашистские «хейнкели». Я получил задание перехватить противника, который шел на Москву.

На высоте четыре тысячи 800 метров я настиг «Хейнкеля-111». Считанные секунды... и передо мной вражеский бомбардировщик. Я молниеносно зашел к нему в хвост. Пальцы легли на гашетку... Ливень пуль обрушился на врага. Вот тебе за Москву, за Родину. Задымил правый мотор фашистской машины. Бандит не успел сбросить бомбы и пошел удирать. Я, преследуя его, дал несколько очередей из пулемета. «Не уйдешь»,– стиснув зубы, процедил я. Когда я подошел на 10 метров от хвоста, по мне была дана очередь из крупнокалиберного пулемета – обожгло руку...

Расстреляны все боеприпасы, в баке осталось мало горючего. Я принимаю второе решение – жертвовать собой, но не упустить гада... И я иду на таран. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в хвост противника. Самолет фашиста немедленно загорелся...»

Этот ночной бой советского летчика наблюдали колхозники подмосковных деревень Добрынихи, Степагино, Мансурово, Максимихи и других. Они встретили спускавшегося на парашюте Талалихина, перевязали раненую руку и помогли добраться до части. А под обломками вражеского бомбардировщика были обнаружены трупы четырех летчиков и множество зажигательных бомб.

Родина высоко оценила подвиг своего верного сына. 8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Едва зажила рана, Виктор снова на истребителе, снова громит воздушного врага. За 98 дней, что довелось ему сражаться в рядах защитников неба столицы, он уничтожил пять фашистских самолетов.

Кандидат в члены КПСС Виктор Талалихин пал смертью храбрых в воздушном бою с фашистами близ города Подольска под Москвой 27 октября 1941 года. Похоронен Герой в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Виктора Талалихина носят одна из улиц столицы, в городе Калининграде (областном), Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, судно Министерства морского флота СССР, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ и пионерских дружин страны. В Подольске Герою установлен памятник.

Литература:

Важин Ф. А. Воздушный таран. М., 1962. С. 32–36.

Дмитриевский Н. Защитники неба столицы. М., 1962. С. 67–69.

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 68–69.

Павловский О. П. Достоин бессмертия... Калининград, 1985. С. 5–11.

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 121 – 130.

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.

В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения – он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.

В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт.

Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.

В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.

Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.

Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.

Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.

Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности.

Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха.

Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.

В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.

Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.

В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.

Главным подвигом Виктора Талалихина , совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль – протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше.

Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

Аудио рассказ Виктора Васильевича Талалихина о сбитом им врожеском бомбардировщике:

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно…

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы… Оставалось одно — таранить. «Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза и ему была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.

После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.

Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.

Пройтись ясным осенним днем по берегам подмосковной речки Северки понравится каждому, кто любит красивый среднерусский пейзаж и «пышное природы увяданье». Бесконечная паутина шумных автодорог как будто обходит эти места стороной и ничто не нарушает тишины и спокойствия вокруг - только шум ветра в кронах, птичий крик или мерный ход комбайна в поле. Леса и перелески сменяются распаханными полями, поля заросшими балками, пойменными лугами, а затем снова лесами, одетыми в свой огненный осенний наряд. Но вот из-за деревьев показывается дымок, а вскоре и небольшая деревушка в несколько десятков аккуратных домов. О ней, а точнее о событиях, произошедших много лет назад в ее окрестностях, и пойдет дальнейший рассказ.

Одним как раз таким осенним днем я шел вдоль Северки в верхнем ее течении, наслаждался теплом «бабьего лета» и любовался открывающимися видами. От истока до села Введенское русло Северки довольно узкое и сильно петляет - река заметна, порой, только по зарослям ивняка на берегу. В некоторых местах берега заболочены, и если тихо подкрасться к такому болотцу, то есть шанс увидеть серую цаплю, увлеченную охотой на лягушек. Но в сентябре-начале октября эти красивые птицы улетают зимовать на юг, и сейчас вы их увидите скорее в небе - летящими в форме клина или линии.

В верховьях Северки стоят несколько небольших деревень - Степыгино, Мансурово, Острожки, Матчино. Убежав от стада разъяренных гусей в Степыгино, я пересек обширное убранное поле и оказался на лесной опушке. В лесу пахло осенью - свежий ветер раскачивал ветви и щедро посыпал все мириадами желто-красных листочков, которыми вся земля была укрыта как большим шуршащим ковром.

Но вот деревья стали редеть и я вышел из леса к домикам на берегу. Это были настоящие деревенские избы, которые, вероятно, стоят тут уже не один десяток лет и еще столько же простоят - не меньше. И я в который раз подумал, что именно такая простая деревенская архитектура наиболее гармонично смотрится на лоне природы - лучше и не придумаешь. Так я оказался в деревне Мансурово.

В путешествии всегда волнительно бывает обнаружить в самый неожиданный момент что-то для себя новое и интересное - такое, о чем в тот момент и подумать не мог. В такие моменты только и удивляешься - почему я раньше об этом ничего не знал? В тот раз так было и со мной. Посреди небольшой деревни, окруженной полями и лесами, я увидел военный самолет, а точнее памятную стелу, на которой он возвышался.

Стела была расположена поблизости от памятника погибшим воинам, ушедшим из Мансурово в далеком 1941 году на фронт и так и не вернувшимся домой. Здесь же стоял еще один небольшой памятник - герою Советского Союза Виктору Васильевичу Талалихину, летчику-истребителю, совершившему на своем самолете первый в истории советской авиации таран - так гласила надпись на плите. Здесь же я обнаружил и небольшую памятку с краткой биографией летчика и описанием событий того знаменательного дня.

Виктор Васильевич Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Закончив 7 классов школы, он отучился в заводском училище, а затем устроился работать на мясокомбинат. В семье Талилихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это во многом предопределило будущее Виктора - он всегда мечтал стать летчиком.

В 1938 году Талалихин уходит в армию и параллельно учится в Борисоглебской военной школе пилотов. Первый боевой опыт Виктор получает во время Советско-Финской войны и сразу отличается смелостью, решительностью, высоким мастерством и логичностью принимаемых решений во время полетов. За время войны он совершает 47 боевых вылетов и сбивает 4 вражеских самолета.

К началу Великой Отечественной войны Виктор Талалихин становится командиром авиазвена (а впоследствии и заместителем командира эскадрильи) 177 истребительного авиационного полка, которому была поставлена задача оборонять Москву с юго-запада. Первый бой полк принял уже 25 июля и с каждым днем вылетов становилось все больше, а вражеский натиск становился сильнее.

Бой, прославивший имя Виктора Талалихина, произошел в ночь на 7 августа 1941 года. Пилот получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков и на высоте 4500 метров сел на хвост «Хейнкеля-111». Оба летчика были асами - совершая сложные маневры, никто из них не мог подбить противника и поединок продолжался уже много долгих минут. Виктору все же удалось поджечь один из двигателей бомбардировщика, но, заходя в очередную атаку, пилот внезапно обнаружил, что боеприпасы кончились - бить по врагу больше нечем! И тогда Виктор принимает крайне смелое решение - протаранить «Хейнкель». Он понимал, что идет на верную смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. На огромной скорости маленький самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщика, от сильного удара его отбросило в сторону, закрутило и всю машину охватило пламя. Но в тот момент произошло настоящее чудо - из последних сил Виктор успел катапультироваться, открыть парашют и благополучно приземлиться - по одной из версий прямо в Северку. К нему на помощь уже бежали местные жители, все это время с земли наблюдавшие разыгравшуюся в небе драму.

Что до немецкого самолета, то он упал в поле неподалеку от деревни Добрыниха. Все четверо членов экипажа погибли.

Немного придя в себя, Виктор вернулся в свой полк и через несколько дней уже снова совершал боевые вылеты. 8 августа 1941 бесстрашному летчику присвоили звание Героя Советского Союза. На тот момент ему было только 22 года.

Погиб Виктор Талалихин 27 октября того же 1941 года на очередном боевом задании в небе над Подольском. Сейчас имя героя носят улицы во многих городах нашей Родины - Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде, а в Подольске на месте гибели установлен памятник.

Стоит памятник и в Мансурово - в самом центре деревни, а рядом растут раскидистые клены.

От памятника открывается красивый вид на деревню и лес за ее околицей, в который 75 лет назад упал И-16 Виктора Талалихина. Интересно, что обломки истребителя поисковики нашли совсем недавно - летом 2014 года. С этими поисками связана одна очень интересная история, не рассказать которую было бы неправильно.

Если вы когда-нибудь поедете по дороге от деревни Добрыниха в сторону Троицкого, то обязательно увидите неподалеку от дороги гранитный обелиск с надписью: «На этом месте 7 августа 1941 года упал самолет летчика, героя Советского Союза Виктора Талалихина, после тарана фашистского бомбардировщика, рвавшегося к Москве». Стела стоит рядом с воронкой. Казалось бы все просто - вот памятник, вот воронка. Никто никогда и подумать не мог, что памятник может стоять не на своем месте, а воронка имеет искусственное происхождение.

Но однажды нашелся человек, заметивший некоторые несовпадения в этой истории. Им стал Кирилл Низамутдинов - руководитель Домодедовского поискового отряда «Исток». Читая статью, написанную одним местным деятелем, он обратил внимание на строчку, в которой говорилось о том, что много лет назад на место падения самолета В. И. Талалихина водили делегацию от какого-то колхоза и показывали «в глухом лесу» воронку от самолета. Итак, памятник стоит у дороги на краю поля, а делегацию водили в глухой лес. Где правда? Может быть, на месте, где сейчас стоит памятник, когда-то бы лес? Краевед обратился к довоенным картам генштаба и выяснил, что очертания лесных опушек в этих местах за весь XX век практически не изменились. Опрос местных жителей тоже результатов не дал. Поиски зашли в тупик. Но ответ помогли найти все же местные жители и счастливый случай.

В 2011 году подошла годовщина начала Великой Отечественной войны, а вместе с тем - 70-летие подвига Виктора Талалихина. Несколько неравнодушных жителей деревни Мансурово во главе со старостой деревни Петром Дрябковым, который еще мальчишкой бегал в лес посмотреть на воронку с обломками самолета, решили отыскать это место, окультурить и возложить цветы в память знаменательного события 1941 года.

Но воронка за несколько дней поисков так и не была найдена - лес за долгие годы зарос густым подлеском, а место падения самолета старики помнили лишь приблизительно. Осталось только направление - к северу от деревни Мансурово...

За несколько лет до этих событий лесник Олег Сураев, занимаясь санитарной рубкой древьев в лесу между деревнями Мансурово и Юсупово, обнаружил поржавевшую табличку, прибитую к одной из сосен. На табличке едва читалась надпись «...упал самолет...Талалихина...». Олег не придал своей находке особого значения, но хорошо запомнил. Спустя почти 5 лет в 2012 году эта информация по счастливой случайности дошла до К. Ю. Низамутдинова, и тот сразу же возобновил поиски.

Лесник смог достаточно точно показать в лесу место, где он обнаружил табличку. С помощью металлоискателя почти сразу были найдены мелкие детали самолета, что безусловно говорило о правильности направления поисков.

Но точное место падения истребителя удалось отыскать только спустя несколько месяцев - осенью, когда листва с деревьев осыпалась и неровности рельефа стали лучше видны невооруженным глазом.

Воронка была обнаружена в 50 метрах от ранее найденного скопления мелких деталей. Небольшая и невзрачная, диаметром около трех метров, она была засыпана листвой, ветками и залита водой. Мимо такой лужи любой человек пройдет мимо, не обратив ни малейшего внимания. В процессе раскопок 7 июня 2014 года на поверхность были извлечены крупные детали самолета - элементы обшивки и фюзеляжа, двигателя и вооружения.

На обломках удалось отыскать номер самолета, который полностью совпал с номером из архива: истребитель И-16 (тип 29) №2921570 был списан после тарана, пилот - Виктор Талалихин. Сомнений больше быть не могло!

Разумеется, я тоже захотел отыскать это место в лесу, тем более что сейчас там уже должен был стоять памятный знак, что значительно облегчало поиски. Но не тут-то было! Потратив добрых пару часов на прочесывание леса, я уж было отчаялся и собрался возвращаться в деревню, как вдруг на одной из развилок увидел табличку со стрелочкой, указывающей дорогу к воронке.

Через несколько минут я был на месте.

P.S. Что касается той поржавевшей таблички на сосне, благодаря которой и удалось обнаружить воронку, то поисковикам удалось узнать ее историю. Под слоем ржавчины скрывалась надпись:

«Здесь упал самолет героя Советского Союза Виктора Талалихина на котором совершен первый ночной таран в годы Вел. Отеч. Войны».

И подпись:

«Табличка установлена пионеркой Аллой Катько по рассказам очевидцев 22.08.71».

Как выяснилось впоследствии, Алле тогда было 13 лет и табличку она установила вместе со своим папой, который хорошо знал место падения И-16. В тот год за деревней Степыгино у дороги стали ставить обелиск, но местные жители возмутились: почему же его ставят не на том месте, где на самом деле упал самолет? Позвонили в администрацию, где им ответили: «К настоящему месту нет подхода». Тогда Демьян Катько с дочерью сами сделали памятную табличку и поставили ее в глухом лесу у настоящей воронки с обломками самолета Виктора Талалихина.

Координаты памятника в деревне Мансурово: 55°12"44"N 37°45"24"E

Координаты места падения самолета: 55°13"578"N 37°45"821"E