Основные постулаты науки. Основные постулаты. Наука и религия

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения «догматы», которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: на признании, во-первых, реальности бытия мира и, во-вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.

Рассмотрим эти постулаты.

1. Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т. е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел († 1970 г.) по этому поводу остроумно замечает: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого» . Эйнштейн († 1955 г.) в свою очередь прямо заявляет: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания» . Эти высказывания известных ученых просто иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры, догмат (выражаясь богословским языком), но не знание.

2. Второй постулат науки - убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости - является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом совершенно однозначно. Так, академик Л. С. Берг († 1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим» . То же самое утверждал Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества» . Отец кибернетики Н. Винер († 1964 г.) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги «Алиса в стране чудес» . «Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, - пишет известный современный американский физик Ч. Таунс († 1992 г.), что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять» .

Но если даже эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы «наука и религия» теряет всякий смысл, - это вопрос о достоверности самого научного познания. Но сначала два слова о его методах.

Практикум по общей психологии Кондаков И.М.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Методология научного познания: постулат активного субъекта.

Основные понятия современной теории познания.

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии – наблюдение, анализ документов, опрос, беседа, эксперимент (см. рис. 1) и тестирование . Обоснование тех или иных методов задается методологией науки.

Методология науки - учение о принципах и способах научного познания (см. [Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984; Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986]). Она предписывает определенные стандарты для проведения научных исследований. Среди таких стандартов основными выступают:

Построение модели той или иной предметной области, объясняющей определенные, ранее зафиксированные факты;

Выдвижение на ее основе гипотез ы исследования; верификация этой гипотезы, т.е. попытка ее подтвердить (или фальсификация, т.е. попытка опровергнуть);

Построение прогноз а возможности получения новых фактов.

Научное познание выступает как деятельность. Деятельность, направленную на конкретный предмет,как предметно-преобразующую, так и познавательную, реализуетсясубъектом (от лат. subjectum - подлежащее), в качестве которого выступает или индивид, или социальная группа. Субъект противостоит объект у. Объект (от лат. objectum - предмет) - то, что существует вне познающего и действующего субъекта, независимо от его ощущений, чувств и желаний и может стать предметом его направленной активности в качестве предмета познания или деятельности.

Существуют определенные признаки, свойственные субъекту познания [Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., Прогресс, 1984], такие как:

Принадлежность субъекта познания живым системам;

Ориентированность субъекта познания на целостный объект , имеющий как определенный исторический, так и определенный структурный контекст;

Включенность субъекта познания в круг других субъектов познания;

Возможность в качестве объект а познания иметь самого себя и др.

(См.: Хрестоматия. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., Прогресс, 1984.)

В психологическом исследовании объект - процесс или явление, с которыми связана определенная проблемная ситуация, для решения которой разворачивается научно-психологическое исследование. На основании теоретического анализа данной проблемной ситуации, проводимого на предварительной стадии, формулируется гипотез а исследования, в которой указываются те психологические механизмы, которые предположительно обусловливают возникновение проблемы и, соответственно, выступают предметом исследования.

На этом основании проводится демаркационная линия между объективной и субъективной, интроспекци онистской психологией. Объективная психология (от греч. psyche - душа) - ряд психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа и основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений.

В разных направлениях объективной психологии в качестве предмета исследования фигурируют:

Поведение (в бихевиоризме),

Реакции (в реактологии),

Рефлексы (в рефлексологии) и пр.

Объективная психология характеризуется своим методом. Это - объективный метод, выступающий методологической установкой, основанной на анализе психического содержания, максимально ориентированного на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекци онизме) и предполагающего использование верифицируемых гипотез , т.е. гипотез, которые можно проверить в стандартизованных условиях.

Выдвижение научных гипотез осуществляется на основании той или иной научной парадигмы. Парадигма (от греч. paradeigma - образец) - концептуальная модель, сформированная в той или иной научной области, предписывающая те или иные правила постановки проблем и определения способов их решения. На основе парадигмы оценивается априорная возможность подтверждения тех или иных гипотез и формируется методическое обеспечение экспериментальных исследований.

Исходно, парадигма – это пример из истории, используемый в качестве доказательства или для сравнения. Современное содержание понятия парадигмы было задано Т.С.Куном [Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1977].

В течение определенных периодов времени в научном сообществе доминируют те или иные парадигмы.

В более узком смысле, парадигма – принцип построения экспериментального исследования, необязательно соотносимый с общепризнанными аксиомами научного знания в конкретной научной области. Именно в этом смысле понятие парадигмы наиболее употребительно в психологии, так как до настоящего времени психология не соответствует тем критериям операционализации, в частности, математизации, которые задаются естественными науками (математикой, логикой, физикой и пр.).

Тем не менее, можно сказать, что в настоящее время наиболее влиятельной парадигмой в отечественной психологии является деятельностная парадигма, предопределяющая исследовательский акцент на процессе взаимодействия субъекта и объект а.

В рамках исследовательской парадигмы разрабатываются те или иные единицы анализа психического. Фактически, единица анализа психического (от греч. analysis - разложение, расчленение) – это методологическая установка, ориентированная на выделение в психической жизни таких образований, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения всех психологических процессов, с другой.

В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали:

Ассоциация,

Поведение,

Гештальт,

Потребность,

Деятельность,

Общение,

Взаимодействие и пр.

В реальной исследовательской деятельности после принятия той или иной парадигмы и выделения основной единицы анализа психического начинается этап выдвижения конкретных гипотез . Гипотеза (от греч. hypothesis - предположение) - элемент познавательного процесса, представленный предположением об отдельных свойствах окружающего мира, возникающий как фактор ориентировки деятельности и обусловленный существующей у индивида субъективной картиной мира.

В том случае, если решение задачи индивиду не известно, в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается направление дальнейшего поиска.

В качестве оснований для выдвижения гипотез могут быть теоретические понятия. Вместе с тем процесс выдвижения гипотез может быть и вне изначальных теоретических построений, т.е. интуитивным, без рефлексии логических оснований.

Основные постулаты современной теории познания.

Традиционно в рамках психологической проблематики выделяются две наиболее общие темы:

Исследование мотивационных процессов (мотивационно-потребностная сфера деятельности; в терминологии Д.Б.Эльконина (см. рис. 2) );

Исследование познавательных процессов (операционально-техническая сфера).

В рамках первой темы рассматриваются мотивы, эмоции, темперамент, характер, личность, второй – ощущения и восприятие, внимание, память, мышление. В терминах обыденного сознания в первом случае речь идет о том, что организму нужно, во втором, как это «нужное» достигается.

Но если встать на точку зрения современной теории познания, то эта дихотомия, на первый взгляд достаточно ясная и понятная, неизбежно видоизменяется.

Обратившись к ранним теория м познания, а именно к классической теории познания, можно увидеть, что здесь были определены две области:

Область субъекта, т.е. познающего человека,

Область объект а, т.е. познаваемой реальности.

Субъект трактовался как совершенно «беспристрастный», а объект как совершенно объективно существующий.

Но по мере накопления знаний (в том числе и психологических) все более обнаруживалось, что субъект не является таким уж беспристрастным, а сама объективная реальность структурирована отражением потребностей этого познающего субъекта.

Поэтому был сформулирован «антропный принцип в эпистемологии ». Данный принцип иллюстрируется следующей аналогией.

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения – «догматы» – которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.

Рассмотрим эти постулаты.

1) Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел († 1970) по этому поводу остроумно замечает: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого ». Эйнштейн († 1955) в свою очередь прямо заявляет: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания ». Эти высказывания известных ученых хорошо иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры, догмат (выражаясь богословским языком), но не знание.

2). Второй постулат науки – убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости – является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом однозначно. Так, академик Л.С. Берг († 1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим ». То же самое утверждал Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества ». Отец кибернетики Н. Винер († 1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги “Алиса в стране чудес ”». Известный современный американский физик Ч. Таунс († 1992) пишет: «Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять ».

Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы «наука и религия» теряет всякий смысл, – это вопрос о достоверности самого научного познания. Но сначала краткое замечание о его методах.

Окружающий мир-это в значительной мере созданный человеком мир информационных технологий, техники и научных достижений. Он определяет уровень цивилизации человечества, разнообразие и глубину эксплуатации земных ресурсов. XXI век - эпоха науки, ее грандиозного прогресса вперед и влияния на развитие цивилизации.

Понятие "наука" имеет несколько значений, с одной стороны, наука - это динамическая система достоверных, наиболее существенных знаний о объективные законы развития природы, общества и мышления. Знания выступают продуктом науки и в то же время ее материалом, который вновь привлекается к научной деятельности для получения новых знаний. При этом знания об окружающем мире могут быть обычными, будничными и научными. Научные знания отличаются от обычных последовательностью, систематичностью, а также тем, что создают новые понятия, законы и теории. Научные знания не только раскрывают и объясняют новые явления в природе, обществе или хозяйственный практике, но и позволяют совершенствовать человеческую деятельность, предвидеть ее результаты и последствия.

Наука - не только система научных знаний, которые объясняют окружающий мир, но и средство его измерения и преобразования. Она влияет на познание природы человеком не через эмоциональное восприятие, а путем систематизированной логической взаимодействия интеллекта, природы и общества.

С другой стороны, наука представляет собой специально организованную деятельность людей. Как отрасль человеческой деятельности, наука является сложным социальным институтом, который сформировался в процессе разделения труда, постепенного отделение умственного труда от физического и преобразования познавательной деятельности в специфический вид занятий отдельных лиц, коллективов и учреждений. Первыми материализованными продуктами научной деятельности были древние рукописи и книги, позже началась переписка между исследователями, которое привело к появлению во второй половине XVII века научных журналов. Но окончательное становление науки как сферы деятельности произошло тогда, когда начали создаваться специальные научные учреждения, часть из которых финансировало государство.

Наука как деятельность людей включает следующие процессы:

1) формирование знаний , что происходит в результате специально организованных научных исследований;

2) передача знаний, что возникает в результате коммуникаций ученых и других лиц, занятых научно-исследовательской работой. Коммуникации могут быть как формальными (научные монографии, описания изобретений, материалы научных собраний, форумов, конференций, симпозиумов, научные отчеты, диссертации), так и неформальными (переписка, беседы, обмен препринтами, оттисками статей, а также распространенные в настоящее время электронные журналы, электронная почта, электронные конференции);

3) воспроизведение знаний , которая заключается в подготовке научных кадров, формировании научных школ.

Объектом науки выступают природа и формы движения материи, человеческое общество в его развитии, человек и его деятельность.

Субъектами науки есть люди, которые имеют определенное количество знаний и готовы к научной деятельности.

Суть науки раскрывается в ее функциях. Познавательная функция науки отражает большое стремление человеческого разума к познанию и оправдывает само существование человека на земле. Познавательная функция науки - это проявление наиболее существенных знаний о законах развития природы, общества и мышления и их взаимосвязь. Критическая функция науки заключается в оценке выявленных закономерностей, свойств, тенденций с целью усиления положительных сторон явлений, процессов и устранения негативных. С этими функциями связана и практическая , которая заключается в совершенствовании окружающего мира, особенно системы материального производства и общественных отношений.

Как известно, в экономическом развитии любого государства сочетается три типа технологий-доіндустріальні, индустриальные и постиндустриальные. В доиндустриальных и индустриальных технологиях ведущая роль принадлежит материальным ресурсам, труда и способам их сочетание в технологическом процессе. В постиндустриальных или мехатроннихтехнологіях видное место занимают знания и информация. Именно отрасли, которые используют мехатронные технологии, развиваются в 5-10 раз быстрее. Поэтому наука и "высокие" технологии становятся главными источниками экономического развития отдельных государств, огромной производительной силой общества.

Понятия, которые имеют оттенок специального научного значения, называются сроками. Это может быть слово или словосочетание, которое несет конкретный научный содержание (например, дисконтирования, процентная ставка, фискальная политика).

Понятия, которые приобретают широкого содержания и употребляются в разных значениях с несколькими оттенками, превращаются в категории (например, категории рынка, спроса, денег, финансов, предприятия торговли).

Основой формирования науки как системы знаний выступают принципы - определенные ключевые, исходные положения, первый степень систематизации знаний. В отличие от законов принципы объективно в природе не существуют, а определяются учеными. Так, общим принципом всех исследований служит принцип диалектики - рассматривать все явления и процессы во взаимосвязи и руси как в пространстве, так и во времени. В экономических науках наиболее широко применяемыми являются принципы комплексности, контроля и другие. Разновидностью принципов является постулаты - утверждения, которые принимаются в пределах определенной научной теории за истину, хотя и не могут быть доказаны средствами этой теории и поэтому выполняют в ней роль аксиом. Аксиома , в свою очередь, - это положение, которое принимается без логических доказательств через свою непосредственную убедительность, наглядность, несомненность. Например, одним из постулатов в экономических науках является постулат об ограниченности ресурсов.

Научные законы - это утверждение (с использованием принципов, понятий и категорий), которые отражают необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся объективные явления и связи в природе, обществе и мышлении. Законы носят объективный характер, существуют независимо от воли и сознания людей. Познание законов - задача науки, которое становится основой преобразования людьми природы и общества. Существует три основных группы законов: специфические или частичные (например, закон спроса и предложения, закон стоимости), общие, т.е. характерные для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии, закон естественного отбора, закон циклического развития) и всезагальні или универсальные (например, законы диалектики).

Научная теория - высшая степень обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают систему основных идей, положений, законов в той или иной области знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и классификацию.

Логический подход дополняет два вышеназванных и основан на выделении различных сторон определенного объекта науки, учете общего и частного, абстрактного и конкретного.

Следует отметить, что даже сочетание этих подходов не позволяет сделать совершенной и неизменной классификации наук, потому что связи между объектами природы и общества и научными знаниями очень многогранны и взаимозависимы. Кроме того, с бурным развитием науки рождаются новые знания, которые дополняют и объединяют различные отрасли наук.

В наиболее общем виде все отрасли научных знаний объединяют в три группы:

  • знания о природе (математика, физика, химия, биология, география и др.);
  • знания об обществе (экономические науки, исторические, правовые и др.);
  • знания о мышления (философия, логика, психология и др.). Если речь идет именно об науки, эту классификацию можно видоизменить и поделить все науки на следующие укрупненные группы:
  • естественные науки (математика, физика, химия, биология и др.);
  • технические науки - система знаний о целенаправленное преобразование природных сил и процессов в технические объекты;
  • медицинские науки;
  • общественные науки (экономика, социология, политология, правовые науки, демография и др.);
  • гуманитарные науки (история государства, история искусства, церкви, теология, языкознание и литературоведение, философия, логика, психология и др.).

Каждая из названных наук имеет свои "паростки" знаний, которые все время разветвляются. Процесс ветвления, рождение новых "ветвей" на "дереве науки" называется диверсификацией наук. Диверсификация наук - это появление новых наук на стыке ранее известных или в результате отделения от них. Вследствие этого непрерывного процесса сформировались в свое время такие подотрасли наук, как физика твердых тел, статистика спроса, товароведение, финансы международных страховых операций, эргономика и др.

Разветвления наук способствует их переплетение, взаимопроникновению, интеграции. Интеграция - это объединение наук в новую науку. Результатом интеграции стали такие известные науки, как биохимия, математическая статистика, инженерная генетика и др.

В целом в Украине принято выделять следующие основные отрасли наук : физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, другие.

По характеру своей направленности и отношением к общественной практики науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки направлены на познание основ и объективных законов развития природы, общества и мышления вообще. их основная цель - поиск истины, которую затем можно применять в разного рода исследованиях как в самих фундаментальных науках, так и в прикладных. К фундаментальным наукам относятся математика, отдельные разделы физики, химии, философия, экономическая теория, языкознание и другие.

Прикладные науки, развиваясь на базе фундаментальных, разрабатывают пути и методы применения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований. Показателем эффективности исследования в области прикладных наук выступает не столько получение истинного знания, сколько непосредственное практическое значение. К прикладных наук принадлежат все технические науки, большая часть медицинских, экономических наук и др. В настоящее время почти каждая укрупненная отрасль науки сочетает в себе фундаментальные и прикладные науки.