Пензенские затворники: из пещеры на «большую землю. Реалити-шоу "Пензенские затворники": взгляд из села Никольское Смотреть что такое "Пензенские затворники" в других словарях

В 2007 году несколько десятков верующих добровольно ушли в катакомбы села Никольское Пензенской области. Как уверял духовный лидер группы, Петр Кузнецов, планете грозил Армагеддон. Пензенские затворники просидели под землей около семи месяцев и больше года кормили скандалами СМИ. Чем закончилась эта история нелепых смертей и абсурдных заблуждений? И кому в итоге удалось спастись?

От отличника до «скимонаха» – путь Петра Кузнецова к духовному лидерству

В школе будущий духовный лидер сектантов Петр Кузнецов был отличником. А после поступил в Пензенский институт на строительную специальность. Сам себя он всегда считал верующим христианином. Уже в юные годы Петр Кузнецов увлекся духовными поисками. В свое время много он путешествовал по России и объездил пол-Белоруссии. У молодого строителя появилась семья. Взрослому сыну Кузнецова на момент начала событий под Пензой было около 18 лет.

Духовные последователи называли его «отец Петр». К 2007 году лидер затворников уже успел пройти лечение в психиатрической клинике с диагнозом шизофрения. В истории болезни значились такие пикантные факты как сон в сосновом гробу, который «скимонах» поставил прямо в своей квартире, и многочасовые разговоры о религиозности и спасении. Вскоре последовала ссора с женой, отправившей супруга на принудительное лечение, больница и вторая группа инвалидности. А после развода Петр Кузнецов вернулся к матери в родное село Никольское, где вскоре и начали происходить известные события.

В ожидании конца света затворники отказались от паспортов и ИНН

После его возвращения село стало «Новым Иерусалимом». Просветленный Петр Кузнецов писал книги с недвусмысленными названиями: «Откровения скимонаха Максима», «Наставления для малого стада», «Учение». Еще за год до ухода в пещеры в Никольское потянулись его сторонники из разных концов России и Белоруссии. Деревня, в которой обосновались переселенцы, называлась Погановка: по преданиям – из-за «Поганого» оврага, в который местные жители сваливали помои, падший скот и другие отходы. Но сами последователи учения Кузнецова называли Погановку «Горний Иерусалим». Переезжая на новое место, они заселяли заброшенные и строили новые дома. Отныне «малому стаду» предстояло начать новую жизнь – свободную от происков сатаны.

Петр Кузнецов проповедовал отказ от всех благ цивилизации (электричества, отопления, средств массовой информации). Он сам сжег собственный паспорт еще в молодости, а ИНН считал «знаком зверя».

Восемнадцать цифр в составе индивидуального номера налогоплательщика якобы в сумме давали три шестерки – число дьявола. Детям переселенцы не разрешали ходить в школу. С односельчанами и представителями администрации они старались не общаться, и иногда прекращали переговоры из-за обета молчания. В Горнем Иерусалиме последователи Кузнецова ждали конца света. По расчетам «отца Петра», который получал божественные откровения, Апокалипсис должен был наступить в 2008 году.

Пещерный «ковчег»

В середине ноября 2007 года около трех десятков человек, последователей Петра Кузнецова, среди которых были женщины и дети, добровольно ушли под землю. В вырытых пещерах с баней, туалетом и кухней их уже поджидали несколько сотен литров варенья с медом, газ и керосин. По уверениям «скимонаха», до Армагеддона затворникам предстояло ждать и молиться, а после выйти из «ковчега», чтобы дать начало новой праведной жизни. Но сам Кузнецов в пещеры не спустился, сославшись на то, что ему не предстояло спастись, да и бог якобы избрал Петра для совсем другого предназначения.

Дальше события развивались стремительно. К катакомбам Погановки потянулись журналисты, психологи и представители правоохранительных органов. В зимние морозы затворники высидели под землей около 3 месяцев. Но в феврале 2008 года из-за упавшей свечи в пещерах произошел пожар, а месяцем спустя весенние паводки обрушили стены нескольких «келий». Однако, на поверхность большая часть затворников выходить отказалась. Сидельцы не покинули пещеры даже после того, как к ним на переговоры спустился лично сам глава Пензенской области. Весть о визите губернатора моментально разнеслась по местным и федеральным СМИ. Но каких-либо существенных результатов в решении конфликта это не принесло.

Первые смерти и суд над Петром Кузнецовым: чем все закончилось?

Оставшиеся в заточении затворники беседовали с властями через записки. Из всех вопросов они реагировали только на вопрос «Как дела?». В ответ на остальные сообщения из катакомб раздавались песни. А вскоре затворники и вовсе дали обет молчания. В апреле 2008 года общественность всколыхнула новость о том, что двое затворниц умерли под землей. По словам представителя лидера сидельцев, Виталия Недогона, одна из женщин скончалась от рака, а другая держала голодный пост.

Сам Петр Кузнецов был доставлен в больницу с черепно-мозговой травмой от удара поленом. Наряду с версией членовредительства следователи практически сразу выдвинули предположение о попытке суицида. Якобы Кузнецов ударил себя в отчаянии из-за того, что конец света так и не настал.

По результатам психиатрической экспертизы, лидера затворников признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. Во избежание повторной попытки самоубийства ему даже пришлось обеспечить охрану.

В течение всего процесса по делу пензенских затворников клетка обвиняемого была пустой. Петру Кузнецову грозил внушительный срок по 232 и (или) 239 статье УК РФ. Но в итоге он был признан невменяемым на момент совершения преступления. В гибели двух затворниц, одну из которых «отец Петр» соблазнил на голодный пост, в суде состава преступления не нашли. Оставшиеся сидельцы покинули свои пещеры, но не оставили веру в учение Кузнецова. Так, например, Виталий Недогон и его семья, еще долго продолжали жить без паспортов. Дату суда (08.08.08) затворники назвали знамением конца света .

Ксения Жарчинская


Сегодня утром завершилась эпопея так называемых "пензенских затворников", которые с ноября прошлого года скрывались в пещере у села Никольское.

Последние 9 человек, наконец, вышли на поверхность. Несколько месяцев с ними вели переговоры сотрудники МЧС, психологи и священники.

Теперь бывшие обитатели пещеры дают показания в милиции, так как сегодня под землей обнаружены останки двух погибших сектанток.

Финала этой истории ждали долго, но она все равно закончилась неожиданно. Плановое укрепление сводов пещеры превратилось в эксгумацию останков.

Спасатели извлекают из пещеры тела двух женщин. После чего убеждают затворников, что оставаться в пропитанных трупным ядом сводах опасно.

Один за другим свое убежище покидают девять человек. Они последние из тех, кто более полугода ждал здесь конца света.

Эти события начались прошлой осенью и в разное время напоминали то детектив, то фарс, а иногда - драму и трагедию.

Вначале их было 35 - столько затворников, поддавшись на уговоры своего духовного лидера Петра Кузнецова, решили укрыться под землей в ожидании близкого конца света.

Сам Кузнецов вместо пещеры вскоре оказался в психоневрологической больнице, откуда как выяснилось, его опрометчиво выписали накануне.

И хотя конец света все откладывался, затворники не собирались выходить на поверхность. А в ответ на уговоры угрожали сжечь себя, если их попробуют достать силой. Кроме продуктов, в пещере находился запас керосина, несколько ружей и патроны.

Сектанты основательно подошли к делу, по слухам, среди них находился то ли бывший шахтер, то ли метростроевец, который отвечал за вентиляцию.

Среди затворников не было местных жителей - только приезжие, в том числе из Белоруссии. Под землей находились и дети - младшей девочке едва исполнился год и восемь месяцев.

Ради переговоров с затворниками из больницы даже временно выпустили Петра Кузнецова - он не расставался с евангелием и говорил загадками.

В его словах начнут искать высший смысл после того как Кузнецов с помощью полена попытается приблизить конец света лично для себя - покончить жизнь самоубийством, но выживет и снова окажется в психоневрологической больнице.

К этому времени из пещеры выйдут уже 24 человека. Весенний паводок подточит своды, и затворники увидят в обвалах грунта божье знамение. На удивленье врачей их состояние здоровья окажется в порядке.

К этому времени за событиями в Поганом овраге наблюдает уже вся страна. Один из тех кто уже покинул пещеру - Виталиий Недогон - проговаривается, что в пещере есть трупы. Одна женщина умерла от рака, другая от недоедания во время поста. Сегодня его слова подтвердились практически полностью.

Владимир Провоторов, глава администрации Бековского района: "Из пещеры извлечены два трупа. Одна умерла от рака, у нее, говорят, были уже метастазы, когда она пришла в пещеру, а другая держала, так называемый, сухой пост, ее уговаривали есть, но она отказывалась".

Сейчас все затворники покинувшие пещеру дают показания в местном РОВД. Пока известно лишь об одном уголовном деле - в отношении Петра Кузнецова, его обвиняют в разжигании религиозной ненависти.

Уже в ближайшее время бывшие затворники из числа граждан Белоруссии будут депортированы на Родину. Тем временем уже ставшая знаменитой пещера в Поганом овраге - до сих пор находится под охраной милиции. На всякий случай. А вдруг вернутся.

В результате падения на землю кометы «Армагеддон» , позже дата была изменена на май 2008 года . По утверждению многих СМИ затворники принадлежали к одной из групп истинно-православных христиан (ИПЦ) , однако сами они заявили, по словам местного священника РПЦ , «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на нее миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают себя» .

Хроника событий

Акция началась в середине октября 2007 года , когда сидельцы вместе с 4 детьми вселились в подземные укрытия на окраине села Никольское . Они угрожали себя сжечь в случае насильственной эвакуации. Инициатором затвора был 43-летний Пётр Кузнецов, а после его ареста с 16 ноября 2007 года группой отшельников руководила 82-летняя игуменья Антония . Особую неприязнь сидельцы испытывают к ИНН , считая его печатью дьявола . Группа начала формироваться за полтора года до этих событий .

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещен в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности» . В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам» .

Мнения и оценки

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет в своем интервью 15 апреля 2008 года заявил, что считает неправильным применение термина «секта » по отношению к этой группе людей: «Это обычные православные христиане. Они не сектанты» . Миссионер РПЦ дьякон Андрей Кураев также заявил о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди». По мнению журналиста П. Круга, «если заклеймить „петровцев“ сектантами, ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трех шестерок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора, в скором приходе антихриста и т. д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви „деструктивной сектой“ ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии» .

Источники

Ссылки

  • Пенза православная. Обзор событий в Бековском районе пензенскими СМИ
  • Пензенские затворники: Психиатр сказал, что мы не сектанты!
  • «Из глубины воззвах.» Секта затворников - обратная сторона религиозного возрождения в России. статья Андрея Мельникова в НГ Религии 16 апреля 2008 г.
  • Андрей Мельников. «Горний Иерусалим» в пензенском овраге . «Независимая газета», 3 апреля 2008 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • WDS
  • Баксан (ледник)

Смотреть что такое "Пензенские затворники" в других словарях:

    Пензенские сектанты

    Затворники - Горный затвор близ буддийского монастыря Сэра (Индия) Затворники первоначально: христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и … Википедия

    Никольские сидельцы - Пензенские затворники группа из 30 человек , ушедших в добровольный затвор в Бековском районе Пензенской области в ожидании конца света, который, по их убеждениям, должен был произойти в мае 2008 года. Затворники принадлежали к одной из групп… … Википедия

    Даты конца света (список) - Основная статья: Конец света Содержание 1 Несбывшиеся прогнозы конца света и других событий … Википедия

    Список дат конца света - Основная статья: Конец света Хотя традиционные религии не говорят о конкретной дате конца света, О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец … Википедия

    Никольское (Бековский район) - У этого термина существуют и другие значения, см. Никольское. Село Никольское Страна РоссияРоссия … Википедия

    Филимонов, Валерий Павлович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Филимонов. Валерий Павлович Филимонов Род деятельности: писатель агиограф, руководитель дивжения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» Гражданство … Википедия

    Кузнецов, Петр - Лидер пензенской радикальной лжеправославной секты Лидер пензенской радикальной лжеправославной секты, часть членов которой осенью 2007 года замуровали себя вместе с детьми в землянке в ожидании Апокалипсиса, а вышли на поверхность лишь весной… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Стерлигов, Герман - Православный предприниматель, в прошлом основатель советской товарно сырьевой биржи Алиса Известный предприниматель, православный христианин. Один из организаторов некоммерческого партнерства Реестр непьющих мужиков. В прошлом один из первых… … Энциклопедия ньюсмейкеров аудиокнига


Пензенской области в ожидании конца света , который, по их убеждениям, должен был произойти в 2012 году в результате падения на землю кометы «Армагеддон» , позже дата была изменена на май 2008 года . По утверждению многих СМИ, затворники принадлежали к одной из групп истинно-православных христиан (ИПЦ) , однако сами они заявили, по словам местного священника РПЦ , «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают себя» .

Хроника событий

Акция началась в середине октября 2007 года , когда сидельцы вместе с 4 детьми вселились в подземные укрытия на окраине села Никольское . Они угрожали себя сжечь в случае насильственной эвакуации. Инициатором затвора был 43-летний Пётр Кузнецов, а после его ареста с 16 ноября 2007 года группой отшельников руководила 82-летняя игуменья Антония . Особую неприязнь сидельцы испытывают к ИНН , считая его печатью дьявола . Группа начала формироваться за полтора года до этих событий .

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности» . В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам» .

Мнения и оценки

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет в своём интервью 15 апреля 2008 года заявил, что считает неправильным применение термина «секта » по отношению к этой группе людей: «Это обычные православные христиане. Они не сектанты» . Миссионер РПЦ дьякон Андрей Кураев также заявил о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди». По мнению журналиста Павла Круга из НГ Религия , «если заклеймить „петровцев“ сектантами, ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трёх шестёрок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора , в скором приходе антихриста и т. д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви „деструктивной сектой“ ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии» .

Источники

Напишите отзыв о статье "Пензенские затворники"

Ссылки

  • «НГ Религия», 16.04.2008.

Отрывок, характеризующий Пензенские затворники

– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.

В начале ноября 2007 года в овраге села Никольское Бековского района 29 последователей апокалиптической секты «Горный Иерусалим», включая четверых детей (самой младшей исполнилось только год и 8 месяцев) в ожидании «конца света» заживо замуровали себя под землей в пещере, они намеревались до мая ждать в подземелье конца света и угрожали взорвать себя, если их попытаются вывести на поверхность! …..

Лидер секты, самозваный «схимонах» Петр Кузнецов, в пещеры не пошел, сославшись на «другое предназначение в жизни».

…..Село, в котором обосновались сектанты, называется Никольское. Многие СМИ называют его Погановка. Отчасти это не правильно. Дело в том, что район села в котором поселись, и жили молясь будущие затворники, действительно называется Погановка. А все потому, что рядом начинается овраг, который местные жители называют Поганый, в него раньше сваливали весь умерший скот, падаль, погань.

О том, что в Никольском обосновались сектанты, здесь знали все. В том числе и власти. Тем более что главой сектантов был местный — Петр Кузнецов. Некогда он уехал из села, окончил в Пензе строительный вуз, работал в проектном институте. Обзавелся семьей, есть сын. Потом с ним приключилась какая-то явно болезненная религиозность. Он стал часами говорить о грядущем конце света, а однажды принес в свою пензенскую квартиру… сосновый гроб. И спал с той поры только в нем.
В конце концов, его супруга вызвала психиатрическую бригаду. Петра месяц продержали в областном психоневрологическом диспансере и выписали с диагнозом «шизофрения» и второй группой инвалидности. Жена с Петром вскоре развелась, и он вернулся к матери в Никольское.
Из деревни он надолго исчезал, как выяснится позже, разъезжал по городам и весям в поисках единомышленников. Побывал даже в Белоруссии, откуда его выдворила миграционная служба ввиду отсутствия паспорта. Забегая вперед, отметим, что в одном из последних интервью «пророк Петр» рассказал, что он и все его сторонники, «сожгли свои паспорта, поскольку в них обозначено «число дьявола» 666. Одной из причин заточения затворников в Пензенской области стало их нежелание получать индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН). Каждый ИНН содержит "число зверя". По их мнению -"Сейчас имя человека заменяется номером. Вводятся восемнадцатизначные номера, которые при делении на три дают три шестерки — дьявольское число».

В общем, в 2006 году в Никольском стали появляться «переселенцы». Люди ехали из Ставропольского края, Мурманска, Ростовской области, Белоруссии и даже с Дальнего Востока. Некоторые, погостив, уезжали, а семь семей обосновались в Погановке. Покупали заброшенные дома, в одном - в этом доме раньше жили родители Петра Кузнецова - устроили молельню. Поставили на крыше крест. Построили летнюю беседку с плитой и нарами. Среди последователей «пророка» по большей части женщины, хотя, говорят, среди ушедших под землю есть и доктор наук, и бизнесмен.
Односельчанам Петр говорил, что никакие они не сектанты, а наоборот — православные чистейшей воды. Да и книги, которые писал Петр Кузнецов, назывались «Русская православная церковь. Наставления для малого стада». Или «Откровения схимонаха Максима». «Учение» Петра Кузнецова состояло в отказе от всех благ цивилизации — таких, как электричество, телевидение, горячая вода и даже паровое отопление. А уж мобильные телефоны и вовсе порождение антихриста! Неудивительно, что его последователи своих детей в школу не пускали и сами предпочитали общения избегать. По воле Кузнецова они несли различные повинности. Например, следовало прожить три дня в лесу без еды и воды. А однажды на стенах их молельного дома появилось объявление: «Извините, но мы дали обет молчания». И в самом деле, целый месяц сектанты хранили тишину. А потом снова заговорили.
Сам Петр Кузнецов считает себя посредником между людьми и Богом. Он постоянно крестит себя и все углы, и пищу. Мечтает встретиться со Священным синодом и донести до иерархов правду о грядущем конце света. По его расчетам, конец света «назначен» на май 2008 года. Почему на май? На это указывает Новый Завет, если его правильно расшифровать и сделать сложные математические выкладки. Так что люди, которые зарылись в пещере — это современный Ноев ковчег. После апокалипсиса в мае в живых останутся лишь они и еще небольшое количество праведников. От них пойдет новый род человеческий, а вот самому Петру спастись, скорее всего, не удастся, но он сознательно не пошел в пещеру, дабы до последней минуты вразумлять заблудших…..

…..Исчезновение из села сектантов случилось тайно. Местные даже подумали, мол, куда-то съехали. Никто не знал, что несколько месяцев сектанты рыли себе убежище. На вопрос, как же этой работы никто не заметил, Петр Кузнецов самодовольно отвечает:
— Копали мы полтора месяца, чаще ночами. Бог нас прикрывал, и ангелы нам помогали.
Схрон в длину метров 50 и высотой в человеческий рост. По форме подземелье напоминает подкову. По бокам в нем отдельные «кельи» на двух-трех человек. В одном конце выкопали колодец, на другом — туалет, есть небольшая кухня. Бункер вырыт на глубине трех метров. На поверхность выведены шесть вентиляционных отдушин. Стены, пол и потолок пещеры обложены пенопластом.

На вопрос, не обвалится ли пещера, он отвечает, что среди строителей — бывший московский метростроевец, и с инженерной точки зрения все продумано. Температура в «бункере» около 17 градусов. Оказывается, в подземелье предусмотрительно захватили термометр. Тут есть даже баня с душем.
Затворники взяли с собой мед, зерно, 450 литров бензина, газ в баллонах, четыре газовых плиты, газовые обогреватели, различные соленья-варенья. Питались подземные отшельники горячей пищей — борщами, кашей, блинами, хотя поначалу пресса писала, что из отдушин доносится запах лапши «Доширак». Уходили сектанты 8 ноября 2007 года в подземелье тайно, ночью. По одному. Землю тут же присыпал снег, и, считай неделю, никто в Никольском не догадывался, что под землей оказались 29 человек, среди которых четверо детей…
Первой тревогу забила дочь одной из женщин, ушедших в подземелье. Она приехала навестить мать, и никого не нашла. Бросилась в прокуратуру, и тогда-то оперативники взялись за Кузнецова. Он долго сопротивлялся, и только на четвертый день указал место подземелья. Хотя, по правде, найти его было совсем несложно — над оврагом поднимается дым и пар: люди дышат, готовят себе еду.
По рассказам очевидцев, при первых попытках вызволить из подземелья четверых ребятишек (младшему не исполнилось и полутора лет), в ответ из пещеры раздались два выстрела в воздух ружейной картечью. А затем сектанты завалили вход мешками с песком и пригрозили взорвать себя с использованием газовых баллонов.
После этого место затворничества сектантов оцепила милиция. К «месту происшествия» тут же хлынули десятки корреспондентов российских и зарубежных СМИ. Представители Русской Православной Церкви непрерывно пытались вступить в переговоры с затворниками. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет обращался к ним с увещевательным словом. Владыка напомнил, что Спаситель, обращаясь в Евангелии к будущим христианам, говорил о грядущем конце света: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». «Бодрствуйте потому, что никто не знает, в который час Господь ваш придет». К сектантам приходили старцы, православные батюшки — бесполезно. «Мы молимся, чтобы Господь вывел на свет этих заблудших людей», — говорит владыка Филарет. А тем временем Погановку буквально облепили журналисты. Для большинства из них это просто шоу. И название для него в журналистской «тусовке» уже придумали соответствующее и весьма циничное — «Дом-3».
Сразу после скандала следственный комитет при Прокуратуре РФ по Пензенской области возбудил уголовное дело по статье 239 УК РФ — «Создание религиозных или общественных организаций, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью». Однако тут же представитель аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Н. Черемин заявляет:
— Люди, которые ушли в землянки, не нарушили ни одной статьи Конституции РФ. Мы не должны относиться к ним как к преступникам.
Тоже, вроде, верно — каждый может вырыть у себя на огороде землянку и жить в ней до скончания века.
Теперь, что касается заявления представителей власти о том, что ушедшие в подземелье не нарушили никаких законов. Это верно, но известный сектовед Александр Дворкин совершенно справедливо заявил: «На самом деле о добровольном помещении этих людей в бункер говорить не приходится. Потому что на самом деле люди находятся под долгим психологическим воздействием этого самого «отца Петра». Он манипулировал их сознанием, изолировал их в далекой деревне, вдали от их привычного окружения и, в конечном счете, довел их до такой вот истерии».

В марте 2008 года из-за паводка подземное укрытие сектантов стало разрушаться.Местные утверждают, что как раз в это время видели две пожарные машины, которые ехали в сторону пещеры, возможно именно они и вызвали паводок….

«…. 28 марта после переговоров семь женщин согласились выйти на поверхность, 1 и 2 апреля подземное укрытие покинули еще 17 человек. Еще 11 сектантов отказываются выходить на поверхность. Вышедшие пытаются уговорить отшельников последовать их примеру. Те обещают сделать это 27 апреля, в день Пасхи….

…. В среду, 2 апреля, предводитель пензенских сектантов Петр Кузнецов пытался покончить с собой. Его нашли в сарае на территории собственного дома и отвезли в больницу с черепно-мозговой травмой. Мотивом к суициду могло стать разочарование в том, что не наступил «конец света».

Ранее сообщалось, что Кузнецов был избит своими же сторонниками, но потом представитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области заявил, что основная версия - попытка суицида. Кузнецов нанес себе неким объектом колото-резаные раны. После чего он был доставлен в больницу, в настоящее время состояние здоровья Кузнецова хорошее, он находится под наблюдением врачей.

В четверг, 10 апреля, затворники прекратили переговоры, сославшись на взятый ими обет молчания….

Хроника событий:

  • Октябрь — ноябрь 2007 года — начало добровольного заточения около 30 человек.
  • Февраль 2008 года — в землянке из-за упавшей свечи произошёл пожар.
  • Середина марта 2008 года — из-за паводков произошло частичное обрушение пещеры.
  • 29 марта 2008 года появились сведения, что 7 затворниц вышли на поверхность. 28 человек, в том числе дети, выходить отказались.
  • 1 апреля — пещеру покинуло 14 человек.
  • 3 апреля оставшиеся затворники дали обет молчания.
  • 9 апреля выбравшийся на поверхность Виталий Недогон сообщил, что двое затворников умерли (от недоедания и рака) и были «захоронены» в пещере.
  • 14 апреля обет молчания нарушен.
  • 16 мая 2008 года — последние сидельцы (8 мужчин и 1 женщина) покинули своё убежище, так и не дождавшись конца света.

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности». В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам». В настоящее время Пётр Кузнецов находится на лечении в областной психиатрической больнице.