Повеселели зазеленели деревянный золотистый колосятся лебединый. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Тема: "разделительный твердый знак"

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с написанием большой буквы в именах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, сел; с написанием гласных после шипящих, сочетанием чк, чн, с записью слов с мягким знаком в конце и середине слова. Объем диктанта: 25–30 слов. При диктовке текста учитель четко проговаривает окончания слов, неизученные орфограммы.

Наши звери

У нас дома живет кот. Он рыжий и пушистый. Его зовут Пушок. Во дворе живет собака Жучка. Пушок ловит мышей. Жучка сторожит дом. Мы любим наших животных.

Слова для справок: зо вут, у н ас, ег о, сторо жит.

Летом

Летом мы жили в деревне Шишкино. Деревня стоит на берегу речки. Я с товарищами купался и удил рыбу. В речке водятся ерши и щуки. Бабушка Вера варила нам рыбный суп.

Слова для справок: Шишкино , то варищами, водятся .

Гости

У Даши гости. На столе стоят чашки и чайники. Даша угощает подруг душистым чаем. Потом девочки играют в куклы. У Маши кукла в белой кофточке. У Наташи кукла с косичкой.

Слова для справок: уго щае т, по том, кофто чке, косичко й.

Осень

Пришла осень. Улетели стрижи и ласточки. Часто идет дождь. Звери прячутся от него в разных убежищах. Белки прячут запасы в дупла. Медведь ложится спать. Животные ждут зиму.

Слова для справок: ласто чки, от н его, убежищах, ло жится.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить, как у учащихся формируется умение списывать текст без пропуска и замены букв. Объем текста: 25–30 слов.

На рыбалке

Рано утро мы пошли на рыбалку. Чаще всего клевали окуньки. Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили большую щуку. Щука – хищная рыба. Рыбалка была удачной.

Грибники

Ребята пришли в чащу леса. Они набрали много грибов. У Алеши в корзине боровики. У Саши маслята. Бабушка Галя пожарила внукам грибочки с луком. Часть грибов засушили на зиму.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель работы – проверить, как усвоены сведения о предложении, элементарные знания по фонетике и грамматике. Объем работы: 3–4 задания. Рекомендуется проводить на отдельном уроке.

1. В каких строчках слова составляют предложения?

Улетели последние юг птица.
Часто дует холодный ветер.
Солнце светит окно утро.
С деревьев опадают листья.

Выпиши предложения. Подчеркни в них главные члены.

2. Составь и запиши предложение, которое надо произносить с вопросительной интонацией. Поставь нужный знак препинания.

3. Вспомни правила переноса слов и найди слова, которые неправильно разделены для переноса.

ма-як, воробь-и, озе-ро, стро-йка, пере-ход, семь-я, у-роки, бе-реза

Выпиши эти слова, разделял их правильно для переноса.

4. Прочитай слова.

зверь, юла, стол, елка, деньги, чайка, клест, телега, узел, плюс

Выпиши слова, в которых: букв больше, чем звуков, – ... , ... ; букв меньше, чем звуков, – ... , ... .

5. Определи, на какое правило записаны слова. Допиши по 2–3 слова на это правило.

Душистый, ширина, ...
Кочка, ночка, ...

6. Запиши 2–3 слова, в которых слог состоит из одной гласной.

7. Отгадай загадку:

Не летает , не кусает,
А в дом не пускает.

Выпиши подчеркнутые слова. Рядом запиши цифрой количество слогов, букв, звуков.

8. Прочитай слова.

дружить, чудеса, широкий, цапля, роща, жираф

Подчеркни буквы, которые обозначают всегда твердые звуки.

Цель работы – проверить умения определять границы предложений в сплошном тексте, отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам.

1. Составь из слов каждой строки предложения.

Кольцо, сквозь, прыгают, тигры;
на, медведи, мотоциклах катаются;
музыку, собачки, под, танцуют;
люблю, очень, цирк, я.

Озаглавь текст и запиши его.

2. Прочитай текст и определи границы предложений.

Красиво осенью в парке деревья стоят разноцветные под ногами ковер из листьев в хорошую погоду в парке много детей.

Запиши текст. Начало каждого предложения пиши с большой буквы. Допиши еще 1–2 предложения об осеннем парке.

3. Прочитай текст.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

(В. Бианки)

Подготовь и запиши ответы на вопросы:

– Что делала ящерка?
– Что сделал щенок?
– Как поступила ящерка?

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить формирование навыков по пройденным темам: «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные в конце слова», «Удвоенные согласные», «Разделительный мягкий знак». Объем текста: 35–45 слов. При диктовке текста учитель четко проговаривает слова на неизученные орфограммы.

Осень

Наступила осень. Деревья стоят голые. Только на рябине висят ее красные гроздья. С севера на юг потянулись длинные вереницы птиц. В полях и лесах пусто и тихо. Грязная, пропитанная дождем земля почернела. Скоро ее укроет первый снег.

(По К. Ушинскому)

Слова для справок: про питанная, ве ре ницы.

Отлет птиц

Пришел сентябрь. По высокому небу бегут облака. В осенние дни птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки и стрижи. В шумные стайки собираются скворцы. Улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота длинноногие журавли.

(По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: высоко му, собираются , отправляются .

На реке

Стояла теплая погода. Я и дед Илья плыли в лодке по реке. Дед поймал леща и щуку.
Наступал вечер. Мы вышли на берег. Красиво было на реке. Над водой поплыл туман. Замолчали соловьи.
Дома бабушка Дарья сварила нам рыбный суп.

Слово для справки: на ступал.

Медвежонок

Стояла длинная ночь. Хлопья снега падали на большой сугроб. Там спали медведи. Яркое солнышко разбудило их. Из берлоги выскочил медвежонок. Он бегал по снегу, прыгал на лед. Ему было весело. Он опускал лапу в воду и плескался.

Слова для справок: бе рлоги, выско чил, е му, о пускал, пле скался.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст без пропуска и замены букв.

Объем текста: 35–45 слов.

Прогулка

Однажды Незнайка гулял по городу и забрел в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка покатился на землю. Жук улетел и скрылся вдали.

(Н. Носов)

Ясная Поляна

Много в России красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провел почти всю свою жизнь Лев Николаевич Толстой. Тут он посадил березовую рощу. Красива роща ранней осенью. Листочки на деревьях золотистые.
Писатель любил это место. Он здесь работал и отдыхал.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель работы – проверить формирование знаний и умений по теме «Состав слова».

Объем работы: 3–4 задания.

1. Какая часть слова пропущена в родственных словах? Допиши.

вечер – ...ний, смешить – смешн... ,
серебро – серебр...ный, бегает – ...бег

2. Спиши загадку. Выдели в каждом слове окончание.

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

3. Запиши слова, выдели корень.

поднос, зазеленели, срезать, осторожный, рассмешить

4. Запиши несколько слов с приставкой по.

5. Какое слово не является родственным остальным словам?

рис, рисовая, рисовать, рисинка

6. Разбери слова по составу.

побег, листик, бабушка, слон

7. Запиши 2–3 родственных слова. Выдели корень.

8. Подбери к каждому слову однокоренное слово, отвечающее на вопрос какой?.

весна, поздно, дождь, даль

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение писать изложение по коллективно составленному плану, составлять текст по опорным словам.

1. Текст обучающего изложения.

Рябинка

Красив осенний лес. Особую красоту придает ему в это время рябина. Огнем горят ее гроздья среди листвы.
Русские люди любят сажать рябинки около домов. Поздней осенью посадили и мы с дедом маленькое деревце. Рябинка перенесла сильные морозы, вьюги, резкие ветры.
В мае наша рябинка зацвела. Она радовала нас. Живи долго, рябинка!

Примерный план

1. Осенний лес.
2. Посадка рябинки.
3. Живи долго, рябинка!

2. Прочитай данную группу слов. Используя их, составь свой текст. Озаглавь его.

берег реки, ловил рыбу, рыбки в ведерке, подкрался кот, схватил рыбу, рыбак расстроился

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить усвоение темы «Однородные члены предложения» и совершенствование навыка письма по темам «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «Звонкие и глухие согласные в корне слова», «Удвоенные и непроизносимые согласные».

Объем текста: 60–65 слов.

Осенний лес

Стоит поздняя осень. Крепчают морозы. Холодный ветер гуляет по голым веткам, качает вершины деревьев.
На ветке рябины остались красные гроздья ягод. Подлетела птица, поклевала их. Резкий стук пронесся по лесу. Это дятел добывал букашек и личинок из-под коры.
Белки попрятали в дупла грибы и орехи. Медведи нагуляли жир и устроили теплые берлоги. Звери и птицы подготовились к зиме. Скоро снег укроет землю, кустарники, деревья.

Слова для справок: с клевала, до бывал, из-п од, устрои ли.

Сорочонок

Летом мы приехали на дачу. Никита взял детское ружье, надел его через плечо и приготовился к прогулке.
Идем мы лугом среди белых ромашек и голубых колокольчиков. Над цветами порхают желтые, белые бабочки. И вдруг мы увидели сорочонка.
Скачет птенец от нас по траве, крыльями машет. Доскакал до рябинового кустика и затаился в нем. Никита присел и тоже притаился.

(По Е. Чарушину)

Слова для справок: по рхают, рябинового , тоже.

Охота

На опушке Ярик остановился под деревьями, крепко обнюхал место, посмотрел на меня. Он повел меня за собой очень медленно, аккуратно.
Мы подошли к густым зарослям. Ярик остановился возле небольшого, густого куста. Он замер, изогнулся кольцом и подождал меня. Мы обошли куст с разных сторон.
Из зарослей вылетела большая серая птица. Она кувыркнулась в воздухе, подлетела к Ярику и полетела низко над землей.

(По М. Пришвину)

Слова для справок: на м еня, за с обой, возле .

Снегурочка

Оделись старики, вышли на огород и стали лепить из снега дочку. Скатали они снежный ком. Приладили ручки, ножки, головку. Вылепил старик носик, ротик, подбородок. Вдруг у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. Смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег.
Обрадовались старики. Стала расти у них дочка умная, смышленая, веселая. Со всеми она была ласковая, приветливая.

Слова для справок: улыбается , заше велила, с се бя, смышлен ая, со в семи, при ветливая.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить у учащихся орфографическую зоркость, навык самоконтроля.

Объем текста: 60–65 слов.

Коломенское

Высоко на крутом берегу Москвы-реки, среди живописной природы, расположилось древнее Коломенское. Раньше отсюда уходили в военные походы дружины московских князей. Здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы.
В русле Москвы-реки у Коломенского образовалась широкая долина. В окрестностях появилось огромное количество цветов, множество редких растений. Прекрасно это место!
Сейчас москвичи приходят в Коломенское отдохнуть, погулять. Люди любят эту заповедную территорию.

Осень в лесу

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам леса еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки. Отчетливо разносятся голоса.

(И. Соколов-Микитов)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель работы – проверить усвоение материала по темам «Однородные члены предложения», «Имя существительное».

Объем работы: 3–4 задания.

1. Запиши союзы, которыми могут соединяться однородные члены предложения. Составь предложение с однородными членами, использовав один из союзов.

2. Составь три предложения:

– с однородными подлежащими;
– с однородными сказуемыми;
– с однородными второстепенными членами.

3. Спиши предложение и определи падежи имен существительных.

После дождя белочка прыгала с ветки на ветку.

4. Составь и запиши два предложения со словом лошадь, используя его в именительном и винительном падежах.

5. Допиши падежи и вопросы, в которых используются данные предлоги.

Под, над, за
... ? ... ? к, по
... ? ... ? в, на, о

6. Прочитай родственные слова. Выпиши имена существительные. Обозначь род, склонение.

Старина, старик, стареть, старый, старость.
Зеленый, позеленел, зеленка, зелень, озеленить.
Повар, варить, заварка, вареный, варево.

7. Запиши по три существительных:

– 1-го склонения – ... ;
– 2-го склонения – ... ;
– 3-го склонения – ... .

8. Какие ошибки ученик допустил в диктанте?

Ветер несет листья по кочкам оврагам лугам полям. Позолотили они все дорожки и тропинки в лесу.

Запиши предложения правильно.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения работать с текстом.

1. Выбери заголовок, который тебе больше нравится. Составь текст. Какой это будет текст – повествование, описание, рассуждение?

Закружилась листва золотая.
Птицы улетели.
В гостях.
Подготовка к зиме.
Мои друзья.

2. Распространи предложения. Включи в текст предложения, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

Прошел дождь. Выглянуло солнце. Заблестели капли. Запели птицы. Природа ожила.

3. Спиши, правильно выделяя границы предложений. Расставь знаки препинания.

Бык баран свинья кот и петух захотели жить в лесу чудесно там летом от березки к березке бежит легкий ветерок ковер душистых трав украшает лесные поляны бык и баран щиплют сочную траву кот ловит мышей петух ищет сладкую ягоду червяков свинья собирает корешки и желуди.

Диктовки

1. Меж песчаных берегов текла речка Яблонька. Со дна реки били студёные ключи. Вода была вкусная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

2. Ребята шли через поле. Узкая тропинка привела их в рожь. Жёлтые стебли густой ржи поднялись по сторонам. Колосья ласково шуршали над головой.

3. Яркое солнце заливает огромное поле. Лёгкий ветерок волнует рожь. В лесу в овражке бежит говорливый ручеёк. Жадно я пью бодрящую родниковую воду.

4. Вся поляна в цветах. Вот стоят глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. Склонились большие лиловые колокольчики.

5. Кончилась летняя ночь. Легкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Вот взошло тёплое солнце. Радостно запели птицы.

6. Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках. Сёма Пичугин задумал построить мост.

7. Задули резкие ветры. Высохла и стала седой редкая трава. Вода в озере потемнела. Она ждала первых заморозков. Ночью пошел снег. Он засыпал дорожки и тропки.

8. В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. Скоро появятся ландыши.

9. На лесной вырубке пахнет мёдом от цветов и смолой от сосен. В зелёной траве стрекочет кузнечик. Ребятишки пришли на вырубку за земляникой. Мама нашла гриб. О своей находке она крикнула ребятам.

10. Наступает поздняя весна. Стоит чудесная погода. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все любят этот цветок с тонким запахом.

11. ранним утром по тропинке школьники бегут в рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина.

12. Пригревает весеннее солнце. Н лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинки, сосновые иголки.

13. Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручьи. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. Зацвели голубенькие подснежники. Синички искали в складках коры деревьев червячков.

14. Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручьи. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревает землю. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель.

15. Настоящая весна приходит в середине мата. В городах и посёлках с крыш течёт вода. Висят длинные сосульки. Радостно чирикают воробьи. Ярко светит весеннее солнце. Снег на лесных тропинках стал рыхлый. Весной в лесу пахнет смолой, сосновой и еловой хвоей.

16. Над полями и лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи. Они торопятся поправлять свои старые гнёзда. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

15. Хорошо в весеннее утро в лесу! На зелёной траве видно роса. Водяные капли повисли на цветах и листьях. Выглянуло яркое солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких каплях росинок сверкали яркие фонарики. На деревьях шелестела молодая листва. В кустах весело щебетали птицы.

16.Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.

17. Я люблю бродить осенью по лесу. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички.

Редактирование текста

1. Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждая веточка ёлки стала расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

2. Обидно стало зиме, что даже маленькие ребятишки зимы не боятся. Щипнет зима со злости одного мальчишку за ухо, другого за нос. Малыш схватит ком снега и давай тереть ухо или нос. У малыша лицо разгорается.

3. Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

4. Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Сочинения – миниатюры

Весеннее утро

Тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, льётся весёлая песня, зелёная дымка, чувствуешь дыхание весны.

Гроза в мае

Чудесный майский день, на голубом небе, весёлые раскаты грома, стук первых дождевых капель, сверкают, переливаются листочки, свежая зелень, радуга в небе.

Весенний сев

Горячая пора, день год кормит, оживают поля, гудят машины, полевые работы, упорно трудятся, забота о будущем урожае.

Ручей

Лучи весеннего солнца, открылись первые проталины, струйки воды, шумит, набирает силу, бежит по тропке, вестник весны.

В лес за грибами

Удивительное лето, ласковое тёплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.

Приближение грозы

Лениво пробежал ветерок, проворчал гром, постепенно заволокли, затянули, повисла над землёй, тёмное, грозное покрывало, хлынул дождь, сверкнула молния.

Сочинения – миниатюры

Школьный сад

Осень, посадка деревьев, весенние дни, взрыхлили землю, саженцы принялись, молодые листочки, садовые дорожки, красив сад.

Составь рассказ о другом грибе по аналогии:

Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые надеты. На головах шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху – коричневого. Загляденье!

Рыбалка

Утро, дождь, плащ, удочки, речка, луч солнца, речная тишь, камыш, лещ, ёрш, мелочь, улов.

Зимний денёк

Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, весёлый снеговик.

В детском саду

Школьники, детский сад, ребятишки, игрушки, заводной паровоз, аквариум с рыбками, читать сказку, загадывать загадки.

Помоги друзьям!

Мороз, холод, крепкий лёд, шапки снега, кормушки для птиц, крошки хлеба, ягоды рябины.

Рыболовы сидели на реке.

Снег шёл два дня.

На реке

Слова для справок:

Проверочная работа по теме «Работа с деформированным предложением»

1. Определи границы предложений. Запиши текст:

На высокой скале паслись олени в тени лежал маленький оленёнок орёл высмотрел оленёнка и бросился на него мать спасла своего малыша

  1. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Озаглавь текст:

На помощь рыболовам отправили вертолёты.

Рыболовы сидели на реке.

Мы смотрели фильм о спасении рыбаков.

Вдруг начался сильный снегопад.

Снег шёл два дня.

3. Составь и запиши текст с помощью слов:

На реке

Слова для справок: жаркое лето, на речку, горячий песок, купались, загорали, ловили рыбу.

Проверочная работа по теме

В-1

  1. Запиши слова в 3 столбика по орфограммам, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы:

Пос...лить, перехо…, грус…ный, ре…кий, м…лыши, сла…кий, закр…пить, хрус…нул, свис…нул.

_______________ __________________ __________________

  1. Выпиши только слова с непроверяемыми безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными:

Чувство, поздний, травинка, устный, ягода, стекло, собака, скользкий, рюкзак, вокзал, лестница, крепкий.

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Способы проверки слов с орфограммой в корне»

Ф. И. _______________________________

В-1

1. Запиши слова в 3 столбика по орфограммам, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы:

С…лёный, поса…ка, чес…ный, сколь…кий, с…ловьи, гла…кий, закр…чать, мес…ный, ненас…ный.

_______________ __________________ __________________

_______________ __________________ __________________

_______________ ___________________ ___________________

2. Выпиши только слова с непроверяемыми безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными:

Хрустнул, опасный, звезда, чувство, Москва, зелёный, корова, заморозки, рюкзак, вокзал, лестница, переход.

Чудесное солнце слепило глазки. Я шёл по лесной дорожке. На пригорке показалось молодая травка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Из-под каменистого берега бьёт холодный родник.

___________________________________________________________________

3. Выпиши из предложения 1 слово с безударным гласным, одно слово с парным согласным и 1 слово с непроизносимым согласным в корне слова, подбери проверочные, выдели орфограммы:

Пригревает чудесное весеннее солнце. С горы по дорожке бежит говорливый ручей. На лесной полянке тает снег.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Спиши предложение, разбери по членам, опрели падеж имён существительных:

Ожил под тёплым весенним солнцем огромный лесной муравейник.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Диктанты по русскому языку 3 класс 1 четверть

Диктанты по русскому языку 3 класс 2 четверть

Диктанты по русскому языку 3 класс 3 четверть

Диктанты по русскому языку 3 класс 4 четверть

Годовой диктант по русскому языку 3 класс

Диктант по теме «Предложение»

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Задание:
  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

Задание:
  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.

Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок»

Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание:
  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Ранняя весна

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)

Задание:
  1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.