Древний Китай. Развитие естествознания и точных наук. Основы химии в древнем китае Наука техника и технологии древнего китая

Выполняем все виды студенческих работ

Реферат

К примеру, рассматривая тело человека, современные врачи узнали о существовании костей, органов, сосудов, мышечной ткани и т. д. Однако, ученые древнего Китая рассматривали не только материальную составляющую человека, но также и бестелесное распределение потоков энергии. Открытие таких потоков привело к знанию точек иглоукалывания - каналов течения энергии, которые не могут быть увидены в нашем...

Знание и техника в Древнем Китае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина Кафедра философии Реферат по философии и методологии науки

«Знание и техника в Древнем Китае»

Выполнила: ст-ка. группы АТМ-13−1

Кокосова Елена Александровна.

Проверила: доц. каф. философии Смирнова О.М.

Москва, 2014

Используемая литература

Введение Китайская цивилизация во все времена является весьма загадочной и интересной для изучения. И это во многом связано с многочисленными открытиями китайцев в науке и технике. Несомненен огромный и неоценимый вклад древнего Китая в историю всей мировой цивилизации.

«Открытия китайцев сделаны не в какой-то отдельной отрасли науки, например астрономии, но и во многих других. Научные знания китайцев достигли больших высот и в математике, и физике, и строительстве, и гидротехнике, и медицине. Открытие компаса, пороха, сейсмографа, механических часов и техники шелкового ткачества также принадлежит мудрым и загадочным китайцам» Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331 .

Таким образом, вполне логично говорить об актуальности данной работы, поскольку открытиями Древнего Китая современный человек восхищается и пользуется по сегодняшний день.

Объектом данной работы являются история и развитие китайской науки. Предметом являются знания и техника Древнего Китая.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать знания и технику Древнего Китая. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Выявить особенности развития научных знаний в древнем Китае;

Рассмотреть влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь--Ян на развитие науки Китая;

Изучить развитие техники в древнем Китае.

Что касается степени проработанности проблемы, то значительный вклад в создание теоретических основ внесли преимущественно ученые по культурологии и истории, занимающиеся исследованием китайской культуры и истории. В ходе исследования использовались труды Васильева Л. С. , Кравцовой М. Е. , Малявина В. В. , Жарне Ж.

Особенности развития научных знаний в древнем Китае Вся древнекитайская культура представляется весьма необычной и интересной для европейца. Несомненный интерес вызывает и развивающаяся колоссальными темпами китайская научная мысль.

Если взглянуть на науку Древнего Египта или Междуречья, то там тоже было множество открытий и развивающихся научных знаний, как и в Китае, но они не были объединены в единую систему, в то время как науку Китая можно уже рассматривать как науку в полном смысле. Знания древнего Китая — это уже четко структурированная система знаний, подчиняющаяся единой методологии.

Интересно сравнить структуру древнекитайской науки со структурой науки европейского средневековья. Как и в античную эпоху, в средневековье выделялось семь научных дисциплин, такие как: гуманитарный «тривиум»: грамматика, диалектика и риторика, а также математический «квадривиум»: геометрия, музыка, астрономия и арифметика,.

Древнекитайские науки в свою очередь делились на качественные и количественные. Качественные науки — это медицина, алхимия, астрология, геомантия, показывающая связь между благоприятным расположение могил и жилищ, учитывая особенностями ландшафта, а также физика, похожая на античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализирования природных явлений. Жарне Ж. Древний Китай — М.: АСТ, 2008

А количественным науками относились математика, носившая, алгебраический характер, когда как в античности — геометрический, математическая гармоника — наука пифагорейского типа, изучающая числовые закономерности построения музыкальных ладов, и математическая астрономия, которая подчиняла астрономические явления определенным числовым правилам. Связующим звеном, объединяющее все эти науки, была очень необычная дисциплина для китайской культуры — нумерология, заменившая в этом смысле аристотелевскую логику.

Важной особенностью древнекитайской цивилизации является своеобразный культ образованности и грамотности. То есть умные и талантливые люди поощрялись и очень высоко ценились. Власти всячески поддерживали развитие научных знаний. А это несомненно способствовало многим открытиям и изобретениям. Но надо сказать, что прикладной характер науки Древнего Китая определил ее развитие, когда как наука Древней Греции противопоставлялась технике.

В целом, открытия, достижения и научное знание Древнего Китая задолго опередили научные знания и технику Запада. Залогом такого успеха, как считают многие ученые, стал особый взгляда на природу. Научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и деятельности человека, что выражалось в высоконравственном восприятии окружающего мира и природы в целом.

«Совершенствование — это главная идея всей китайской культуры, и поэтому древнекитайское общество придавало особый смысл совершенствованию сознания и тела. Но не следует упускать, что само по себе совершенствование, в то же время, основывается на глубокие научные принципы. Как раз в этом и заключаются основные причины того, почему древнекитайская цивилизация была такой выдающейся» Малявин В. В. Китайская цивилизация — М.: Астрель, 2000 .Для тех, кто не верил в Богов и не совершенствовался, не разрешалось узнавать вселенские тайны. Таким же образом, как тайны государства недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открывались простым людям. Чтобы изучать Вселенную, а ученые обязаны изменить свой образ мышления.

Кроме того, ученые древнего Китая должны были иметь высокий Синьсин (природа ума и сердце) — мораль и нравственность. Высокий уровень Синьсин положительно влияет на способность ученых понимать технологии предыдущих поколений, видеть изменения веществ на разных уровнях.

Другими словами, вселенские тайны могут открыться только для тех, у кого душа благородна. Если ученый не обладает высоким уровнем Синьсин, то он не сможет осознать технологию предков, а также не сможет сберечь и передать её. Это является причиной потери ценных древнекитайских технологий Малявин В. В. Китайская цивилизация — М.: Астрель, 2000.

Таким образом, резюмировав выше сказанное, стоит отметить, что в Китае жили многие поколения замечательных ученых с выдающимися способностями. Науки, которые ученые изучали, включали систематичные теории и практику, но передавать их кому угодно было запрещено, так как накладывались определенные требования к нравственности ученых. Им было необходимо повышать свой уровень этики и нравственности.

Влияние теории У-син (пяти элементов), теорией Инь--Ян на развитие науки Китая В наше очень трудно осознать, с точки зрения современной науки, достижения и высоты древнекитайской науки. Еще в прошлом столетии существовали научные школы, которые имели разное представление об основном составе веществ.

Их и идеи и теории отражали изменения в веществах и материях на разных уровнях. Для нас кажется невероятным, что не имея какой либо аппаратуры или оборудования, ученые древнего Китая обнаружили существование электронов, нейтронов и протонов в атоме, а также что все вещества состоят из атомов независимо их происхождения и форм. Древнекитайские мыслители даже знали о существовании веществ в различных пространствах на микроскопических уровнях без использования ускорителя частиц.

«Теория пяти элементов (У-син)» рассматривала вопрос материи в Китае. Китайцы обнаружили, что всю материю во Вселенной составляет пять элементов: вода, металл, дерево, огонь и земля. Когда и как появилось это понятие материи? Скорее всего, ни одна книга по истории дать ответ на этот вопрос, так как Теория У-син (пяти элементов) существует с начала китайской культуры. Это что-то вроде одного из краеугольных камней культуры Китая на протяжении всей ее истории.

Первые упоминания об этой теории были обнаружены в книге Шань Шу или также известной как Шу Цзинь (книга Истории). Эта книга — собрание политической литературы Древнего Китая, датирующимися до правления легендарного древнекитайского правителя Хуань Ди, а значит, около 5000 лет назад. Иначе говоря, китайцы выработали понимание пяти элементов до создания китайской иероглифики. Существуют и другие подобные работы. Они доказывают, что Теория У-син (пяти элементов) является основой всей науки древнего Китая, подобно тому, как атомная и молекулярная теории — является базой открытий современной науки о материи и вселенной Васильев Л. С. История Китая: Учебник. — М.: Оникс, 2007.

Также в Китае существовало более тонкое понятие материи, чем в Теории у-син (пять элементов) — «Теория - Янь». Конфуций сказал: «Один Инь и один Ян называются Дao» Конфуций. Суждения и беседы- Спб.: Азбука, 2011. Он также сказал: «Взаимодействия между твердой и мягкой материями приводят к изменениям». Конфуций. Уроки мудрости — М.: Эксмо, 2008 Лао-Цзы сказал: «Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в их объятии, получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Он говорил не только о фундаментальных микроскопических частицах, но и о формировании различных веществ. Таким образом, огромное число вещей, образованных пятью элементами, обладают и свойствами Инь--Ян, и пятью элементов. В «Книге Истории», в главе «Хунь Фань» были описаны различные особенности материи: «Вода соответствует влажности и направлению вниз. Огонь соответствует пламени и направлению вверх Дерево извилистое или прямое по природе. Металл непостоянен при взаимодействии с огнём. Земля необходима для сельского хозяйства. Вода становится соленой, при путешествии вниз. Огонь становится горьким, горя вверх. Дерево может стать кислым, когда оно меняет форму. Металл может стать горьким, когда он становится непостоянным. Земля может стать сладкой, когда используется в сельском хозяйстве». Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А. Н. — М.: Юнити, 2001 Эти пять элементов ограничивают и продвигают друг друга, благодаря их природным свойствам, на макроскопическом уровне. Ограничения элементов: Вода> Огонь> Металл> Дерево> Земля> Вода. Взаимосвязь и продвижение элементов: Дерево> Огонь> Земля> Металл> Вода> Дерево. Все это говорит о теории взаимного уничтожения и взаимного порождения среди этих пяти первоэлементов.

На первый взгляд в этих теориях существует много не измеримых и абстрактных элементов, что мешает принять их как наука, несмотря на обоснованные достижения, к примеру, в медицине. Хотя если рассмотреть эти теории более подробно, можно понять, что любое вещество образовано из множества других слоев веществ. Иначе говоря, вся материя образована из множества частиц, и это тот же момент каждая частичка состоит из более тонкой материи. Таким образом, каждое материальное вещество образовано большим количеством бестелесных веществ. То есть, слой микроскопической материи, который находится выше, бестелесен по отношению к тем, которые находятся на более низких слоях.

«Как же можно интерпретировать теорию Инь--Ян? Как сказал Лао-Цзы, что три образовали все бесчисленные вещи — это Инь снаружи, Ян внутри, и гармония между ними. Это похоже на теорию строения атома. Каждый атом состоит из нейтронов и протонов (Ян — положительный), электронов (Инь — отрицательный). Но как же объяснить абстрактное понятие „Гармонии“? Как раз в этом и заключается фундаментальное отличие между китайской и современной наукой. „Гармония“ — это что-то не материальное, и поэтому, трудно объяснимо. Иначе говоря, образование материи, в процессе взаимодействий Инь и Ян, приводит к гармоническому энергетическому потоку. „Гармония“ есть слияние, объединение, что значит — материя живет в бестелесной энергии.» Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А. Н. — М.: Юнити, 2001

К примеру, рассматривая тело человека, современные врачи узнали о существовании костей, органов, сосудов, мышечной ткани и т. д. Однако, ученые древнего Китая рассматривали не только материальную составляющую человека, но также и бестелесное распределение потоков энергии. Открытие таких потоков привело к знанию точек иглоукалывания — каналов течения энергии, которые не могут быть увидены в нашем измерении. Основываясь на этом, жители древнего Китая развили Цигун как способ лечения болезни. Считалось, что сознание не имеет эффекта на тело, но мысли влияют на течение «Ци» — энергетический поток. Кравцова М. Е. История культуры Китая — Спб.: Лань, 1999

Как уже оговаривалось, понимание вещества в древнем Китае включало и нематериальные (Ци), и материальные части, а также, что вещество имеет живой дух во Вселенной. Поэтому, ученые древнего Китая анализировали и следили за изменениями бестелесных и материальных материй во Вселенной, пользуясь теориями Инь--Ян и У-син.

Подытожив выше сказанное, стоит отметить, что все научные знания древнего Китая основывались на теории пяти первоэлементов, появившихся в Чжоусскую эпоху: металл, дерево, земля, огонь, вода. Все эти элементы (стихии) находятся в непрерывном взаимопереходе, движении, формируя многообразие мироздания. С теориями ученых древнего Китая о материи связаны многие научные знания и открытия.

Научные знания Древнего Китая от астрономии, географии, фармацевтики, физики, химии, до медицины образованы Теорией Инь--Ян; Теорией У-син (пяти элементов). Эти теории также влияли на ход развития архитектуры, культуры и искусства, китайской музыки.

Развитие технических наук в Китае Технические науки в древнем Китае достигли небывалых высот, еще в 1 веке до нашей эры китайцы умели обрабатывать железо, обладали знаниями в технологии плавки металлов и меди, получали сплав из бронзы и раньше других народов мира подошли к обработки и плавке стали. А с 4 века до нашей эры они стали изготавливать особые печи для переплавки железной руды и получали чугун (https://сайт, 16).

Древнекитайскую бронзу нельзя перепутать с изделиями других народов, в силу того, что она была весьма необычна по своим очертаниям, размерам и узорам. Из бронзы древние китайцы изготавливали массивные и тяжеловесные сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы и предков. Китайцы умело украшали эти сосуды геометрическим орнаментом, поверх которого затем наносились барельефные изображения дракона, барана, птицы, змеи, быка. Бывало, что сами сосуды принимали форму птиц и животных, оберегающих людей, например, совы, тапира или тигра. Со временем, с созданием книг и развитием письменности ритуальное и магическое значение бронзовых изделий стало уходить в прошлое и тогда стали изготавливаться сосуды из глины, а затем был изобретен фарфор.

Мастерское умение обращаться с бронзой, рудой, металлами и глиной способствовало строительству и кораблестроению. Китайцы достигли очень высокого уровня в кораблестроении и тем самым можно смело утверждать о том, что им по праву принадлежит звание самого развитого морского народа древности. Васильев Л. С. История Китая: Учебник. — М.: Оникс, 2007

В древнем Китае особое значение уделялось строительству оросительной системы. Самое выдающиеся гидротехническое сооружение — Великий Китайский канал, который строился две тысячи лет и действует до сих пор, являясь важнейшей внутренней водной артерией Китайской Народной Республики по сей день. Этот канал достигает в длину 32 километра и соединяет реки Янцзы и Хуанхэ. С помощью него осуществлялось судоходство по внутренним водным каналам Китая круглый год.

Впечатляющих высот достигли китайцы в архитектуре, что является следствием высокоразвитой строительной техники. Речь безусловно идет о Великой Китайской стене. Ее строительство началось в 3 веке до н.э. при правлении императореа Ши-хуанди. Она поражает всех и каждого своей масштабностью и грандиозностью. знание техника китай Стена сооружалась для защиты от набегов монголов кочевников с севера, а также, судя по всему, как символ величия и власти императора. Для её строительства стали использовать каменные плиты. Они укладывали плотно друг к другу по слоям спрессованной земли. Подобные каменные конструкции часто возводились на Востоке, где камень не был доступен, возводилась большая насыпь. Позже, части Стены облицовывали камнем и кирпичом. Стена простирается на 6700 км., шириной 5.5 метра, что дозволяло создавать шеренги в пять человек. На протяжении всей стены существует около ста переходов и более 10 000 военных и смотровых башен.

Интересна и необычна вся архитектура Китая. Например, уже с первого века до нашей эры китайцы строили двух-, трех-, и более этажные здания с многоярусными крышами. Здания строились на специальных платформах; они сооружались из балок и столбиков; возводились глиняные стены, а с 2 века до нашей эры — стены возводились из кирпича.

Декоративные диски с разными пожеланиями богатства и счастья украшали черепичные крыши китайских домов. Дворцовые здания были самыми высокими. Они были разбросаны по всему городу, но соединялись подвесными галереями и переходами. Дворцы сооружались из красного кирпича, а административные здания сооружались уже из желтого кирпича.

К особенностям китайской строительной техники относится каркасный метод: возводились колонны, или столбы, создающие каркас; на них устанавливались продольные балки, и уже на них сооружалась двухскатная крыша.

В 4 веке до нашей эры изобрели кронштейн, благодаря которому крыши стали делать с загнутыми углами. Эта особенность китайского строительства нашла свое применение в новом типе архитектурной постройки — пагоде. Крыша пагоды обеспечивала замечательный сток дождевой воды и создавала эффективный воздухообмен в помещении.

Еще одним удом техники древнего Китая было использование природного газа и нефти. Велись буровые работы по поиску и добыче газа с помощью бура с чугунной головкой. Газ использовали для обогрева жилищ. Для хранения углеводородного сырья строили деревянные резервуары, а также создавались бамбуковые газопроводы и газовые фонари. Кроме того, уже в те времена китайцы добывали уголь и строили шахты по добыче угля, достигавшие глубину пятьдесят метров. Уголь использовался в мастерских и кузницах.

Нельзя не упомянуть о том, что древним китайцам принадлежит открытие пороха. Открытие пороха является одним из самых важных достижений человечества. Его открытие сопоставимо с созданием таких вещами, как чернила, компас, бумага, шелк. Его появление способствовало развитию многих областей человеческих знаний, невзирая на проблемы и беды, которые он принес людям. Его применяют в военной сфере, баллистике, в горном деле, промышленности, естествознании, кузнечном ремесле, химии, машиностроении и в ракетной технике. Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331

Китайцы открыли порох в 7 веке, но начали использовать его как лечебное средство. И только потом заметили, что это вещество очень хорошо горит. Его стали использовать для разрывных и зажигательных снарядов, которые называли «хо пао» (горящий шар). Его поджигали и бросали, используя специальные метательной машины.

Китайцы изобрели фейерверк. Они заправляли порохом бамбуковую трубку, зажигали - и огненная дуга освещала небо. Китайцы были знакомы со многими пороховыми и взрывчатыми смесями, которые они использовали для фейерверков. Также пиротехника использовались в различных ритуалах, жертвоприношениях, в священных церемониях и так далее Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331 .

С глубокой древности в Китае развивается математика. Известно, что во 2 веке до нашей эры был написан трактат, под названием «Математика в девяти книгах». Это что-то вроде универсального руководства для чиновников, астрономов, землемеров и так далее. В книге помимо чистого научного знания, были написаны цены на разнообразные товары, показатели урожайности и прочее.

За 2000 лет до нашей эры математики древнего Китая могли решать уравнения линейные уравнения и системы уравнений, а также уравнения второй степени. Они знали иррациональные и отрицательные числа. В алгебре древнего Китая не могло быть никаких сокращений, так как в китайской письменности каждый знак имеет свое значение. В конце тринадцатого века китайские математики знали закон получения биноминальных коэффициентов, известный под названием «треугольника Паскаля». Двести пятьдесят лет спустя этот закон был открыт в Европе.

С развитием математики непрерывно связана такая наука как астрономия. Астрономы древнего Китая точно знали продолжительность года — 365 дней и создали календарь.

Уже с 12 века до нашей эры начали строится первые обсерватории в Китае. Еще раньше китайские астрономы стали фиксировать лунные затмения, пролетающие кометы, которые они называли «звёзды-метлы», а также новые звёзды и метеорные потоки.

Еще одно достижением астрономии древнего Китая — верное объяснение лунных и солнечных затмений, открытия, что движение Луны неравномерно, измерение сидерического периода для Юпитера (двенадцать лет), а с 3 века до нашей эры - и с хорошей точностью для всех остальных планет, причем как синодические, так и сидерические.

В земледелии и ремесле китайцы усовершенствовали плуг, создали механические двигатели, работающие с помощью силы падающей воды, чуть позднее они создали водоподъемный насос. Китайцы пробовали удобрения почвы, а также создавали специальные руководства по мелиорации и орошению земли Развитие науки в древнем Китае // Научно-информационный журнал Биофайл [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://biofile.ru/his/4701.html .

Одной из вершин науки древнего Китая было разведение шелковичных червей и изобретение технологии изготовления шелка. Чуть позже, в последствии, китайцами, была изобретена бумага, которая делалась из отходов коконов шелка.

Медицина получила самое значительное развитие в древнем Китае. Одно из важнейших достижений китайских врачей стало создание наркотиков, которые широко использовались в медицине. Первые медицинские труды состоят из 35 трактатов по различным болезням. Во втором веке была разработана методика диагноза заболеваний по пульсу, также были совершены первые попытки лечения эпидемических болезней.

«В 10 веке появилось понятие вакцинации, когда лекари стали практиковать прививки против оспы. Китайские монахи описали огромное число лекарственных растений, в процессе поиска эликсира «бессмертия». Врачи древнего Китая в 4 — 3 веках до нашей эры стали практиковать метод прижиганий, иглоукалывание, разработали руководства по лечебной гимнастике и диетологии, сборник различных рекомендаций, который содержал около трехсот предписаний, предназначенных для лечения многих болезней. В 3 веке знаменитый китайский врач Хуа То стал применять местную анестезию во время полостных операциях Древние китайские учёные обладали знанием алхимии [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://monoblog.su/?p=14 058

Помимо всего выше перечисленного, из технических изобретений древнего Китая стоит отметить магнитный прибор, относящийся к 3 веку до нашей эры и который является предшественником современного компаса. А также сейсмограф и водяная мельница, широко используемые в наше время — все это было открыто в глубокой древности в Китае.

Немногие знают, что китайцам принадлежит первенство и в открытии туалетной бумаги, воздушного змея, зубной щетки из щетины, колокола, барабана, газового баллона и игральных карт.

Заключение Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что действительно вклад Китая в историю мировых открытий и научных знаний весьма значителен и вызывает большой интерес. Но эту страну невозможно понять, если не изучить и не проникнутся ее духом прошлого.

За период от зарождения цивилизации и до 12 века в древнем Китае было придумано больше изобретений, совершено больше открытий, чем у любого другого народа мира.

К самым важным открытиям Древнего Китая относятся многие изобретения, такие как изобретение механических часов, порох, компас, сейсмограф, книгопечатание и создана технология шелкового ткачества.

Кроме того, уже в древности в Китае решались важные технические задачи, относящиеся к использованию и охране водных ресурсов, таким образом, высокого развития достигли гидротехника, астрономия, физика и математика. А строители древнего Китая прославились феноменальными сооружениями - Великим каналом и Великой китайской стеной.

Китайцы создали уникальные технологии в области гидравлики, механики, математики, сельскому хозяйству, металлургии, конструированию механизмов, астрономии, мореплаванию и медицины.

Таким образом, мы можем смело утверждать, о том, что китайская культура по истине очень разнообразна и интересна. Она имеет отличия от нашей культуры, и бывает, непонятна нам, но от этого лишь больше и больше хочется исследовать и изучать ее.

Стоит отметить главные отличия науки древнего Китая от науки нашего времени. Во-первых, требования к уровню нравственности и морали у древних китайцев были намного выше, чем требования к знаниям и интеллекту. То есть мораль первична по отношению к знаниям. Необходимые требования для Синьсин (природа сердца и ума; своеобразный моральный уровень) для древнекитайских учёных были очень высоки. Во-вторых, открытия и изобретения очень поощрялись государством и всячески способствовали усиленным стараниям ученых. К сожалению, этого нельзя сказать о современной науке, сегодня наука все чаще игнорирует этику, а государства «забывают» поощрять ученых.

Используемая литература Астрономические наблюдения в Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа:

http://www.asha-piter.ru/06 01 _Lab/06 01 _Lab_Astronimy_see_history 01 .htm

Дата последнего выхода: 11.11.2013

Васильев Л. С. История Китая: Учебник. — М.: Оникс, 2007

Васильев Л. С. История Востока: В 2 томах. — М.: Высшая школа, 1993

Древние китайские учёные обладали знанием алхимии [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://monoblog.su/?p=14 058

Дата последнего выхода: 11.11.2013

Жарне Ж. Древний Китай — М.: АСТ, 2008

Жань Ху Науки в Древнем Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/33 012/4/ Дата последнего выхода: 05.11.2013

История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В. И. — М.: Высшая школа, 1989

Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331

Дата последнего выхода: 11.11.2013

Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А. Н. — М.: Юнити, 2001

Конфуций Суждения и беседы- Спб.: Азбука, 2011

Конфуций Уроки мудрости — М.: Эксмо, 2008

Кравцова М. Е. История культуры Китая — Спб.: Лань, 1999

Малявин В. В. Китайская цивилизация — М.: Астрель, 2000

Розин В. М. Культурология: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 1999

Развитие науки в древнем Китае // Научно-информационный журнал Биофайл [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://biofile.ru/his/4701.html Дата последнего выхода: 11.11.2013

Шишова Н. В. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Логос, 2000

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Народное хозяйство было парализовано кризисом. В 1919 г. из-за отсутствия хлопка почти полностью встала текстильная отрасль. Она давала всего 4,7% продукции довоенного времени. В несколько лучшем положении находилась льняная промышленность, питавшаяся сырьем Северных и Центральных районов России, но и ее уровень составил только 29% от довоенного. Разваливалась тяжелая промышленность...

Дипломная

Помимо технического перевооружения промышленного производства, замены ручных средств труда машинными, распространения нововведений путем прогрессивных идей и передовых технологий того времени, переворот происходил параллельно с трансформацией в общественной сфере, возникновением новых социальных образований капиталистического общества. К предпосылкам промышленной технической революции...

В 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для составления на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов...

Уфимский государственный авиационный технический универ ситет

Кафедра истории Отечества и культурологии

Доклад по «Истории науки и техники»

Наука и техника в Древнем Китае

Байков Руслан Р.

Факультет АТС Группа ЛП-457


Введение

История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.

Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая.

Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая "Ицзин", из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. В исторических источниках не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Правители Шан были свергнуты династией Чжоу, которая поначалу выстроила свою столицу близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном.

В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название "Сражающихся царств". В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.

Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.

После падения династии Суй, в эпоху Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке – преимущественно в астрономии и географии.

Актуальность работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как сегодня, так и в будущем.

Целью работы является изучение науки и техники древнего Китая.

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1. Научные достижения китайского народа

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров .

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска [.

Особенностями китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная крыша. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д 1 .

Становление системы образования в Китае восходит к VI в. до н.э. Первой общедоступной школой была Жу-цзя – "Школа образованных людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"), поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"), «Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин") и "Канон музыки" ("Юэ-цзин"); финалом образования считалось усвоение "Книги перемен" ("И-цзин"), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями 2 .

Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы – как Центра страны. В Иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.

Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.

Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.].

Другим выдающимся мудрецом Древнего Китая был Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, которая расположилась в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан. В эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая впоследствии превратилась в иероглифическую каллиграфию. В ранную эпоху развития Китая были уж изобретены компас, сейсмограф, позже книгопечатание и порох, изобретены механические часы и создана техника шелкоткатства. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития достигли астрономия, математика, физика и гидротехника. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом. Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство - этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек (учение об изначальной доброте человеческой природы), опирающийся на традиции мудрых предков. В оппозиции к конфуцианству находился даосизм. Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба, учили, что небо, так же как и земля, - часть природы. Однако не отрицали существование богов, считая их порождением дао. Мир, в представлении даосов, состоит из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находится в состоянии постоянного изменения. Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Установленная астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности - дао, управляющей всем происходящим в природе. Уже в XI вв. до н. э. в Китае было выдвинуто положение: „Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов: из металла, дерева, воды, огня и земли. Материалистические и антирелигиозные идеи получают развитие у Сунь Цзы (III в до н. э.), отрицавшего существование бога или какой-нибудь иной сверхъестественной силы. Философ Ван Чун (I в. н. э.) провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. В центре философии Ян Чжу (440-334). стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире все совершается само собой, поэтому все следует предоставить естественному течению. Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же пяти элементов, что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом.

Прогресс науки Древнего Китая определялся ее прикладным характером, в отличие от Древней Греции, где наука противопоставлялось технике. Больших успехов достигла математика, так в II в. до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». Это своего рода руководство для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. В книге помимо чисто научного знаний, были представлены цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. В ремесле и земледелии усовершенствовался плуг, созданы механические двигатели, использующий силу падающей воды, создан водоподъемного насоса. В ранних сочинениях содержатся описания грядковых культур полеводства, системы переменных полей и чередования посевов, описаны различные способы удобрения почвы и предпосевной пропитки семян, имелись специальные руководства по орошению и мелиорации. Вершиной древнекитайского научного знания в области биологии было разведение шелковичных червей и создании техники шелководства. На основе которого, была изобретена бумага (из отходов коконов шелка), что впоследствии привело к ее созданию из древесного волокна. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-III вв. до н. э. стали применять иглоукалывание, метод прижиганий, разработали руководства по диетологии и лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий, сборник различных рецептов, который содержал 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней. Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, упоминаются и некоторые магические приемы. Однако в более поздних сочинениях магические приемы лечения полностью отсутствовали. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях. Научное знание, достижения и открытия Древнего Востока задолго опередили научную мысль Запада. Ключом такого успеха многие учение считают особого взгляда на природу, научная мысль Востока искала гармоничный синтез деятельности человека и природы, что выражалось в особом, высоконравственном восприятии окружающего мира.

За свою более чем трехтысячелетнюю историю китайский народ внес весомый вклад в развитие науки и техники. Многие важные открытия и изобретения были сделаны в Китае на несколько столетий раньше, чем в других странах, в т.ч. европейских (изобретение компаса, сейсмоскопа, спидометра, бумаги, пороха, книгопечатания и др.). Эпоха формирования наук в Древнем Китае VI–III вв. до н.э исключительно интересна для исследователей истории культуры этой страны.

Введение
1. Развитие науки в Древнем Китае
2. Развитие техники в Древнем Китае

Работа содержит 1 файл

Введение
1. Развитие науки в Древнем Китае
2. Развитие техники в Древнем Китае

Page 3

Введение.
За свою более чем трехтысячелетнюю историю китайский народ внес
весомый вклад в развитие науки и техники. Многие важные открытия и
изобретения были сделаны в Китае на несколько столетий раньше, чем в
других странах, в т.ч. европейских (изобретение компаса, сейсмоскопа,
спидометра, бумаги, пороха, книгопечатания и др.). Эпоха формирования
наук в Древнем Китае VI–III вв. до н.э исключительно интересна для
исследователей истории культуры этой страны. Богатство философской
мысли сказалось, по-видимому, на развитии любой отрасли знания, можно
проследить их влияние как по астрономии, так и математике. Учение
Конфуция, создавшего культ знаний и образованности, почитавшего
гармонию и музыку, в математике отразилось в том, что производились
расчеты музыкальной гаммы, которые потребовали от ученых хорошего
освоения числовой области в пределах рационального числа. Учение о Дао
стимулировало познавать природу абстрактных понятий, используемых в
математике, а прагматизм легистов направлял на путь прикладной науки,
совершенствование техники вычислений, что, в свою очередь, позволяло
лучше продвинуться в теоретической области знания. Логики из школы Мо
Цзы и софисты (Гунсунь Лунь, Чжуан Цзы и др.) побуждали осмысливать
тонкие и спорные места в исследованиях понятий новой природы, таких, как
квадратура круга, бесконечные дроби, вычисление объема пирамиды, шара,
которые были связаны с понятием бесконечности. Натурфилософские поиски
объяснения движения, изменения природы вещей находили применение в
развитии теоретико-числовых проблем: учение о четных и нечетных,
положительных и отрицательных числах, круг и прямоугольник и т.п.
Следует полагать, что и в других науках: алхимии, медицине, астрономии и
ботанике – происходили аналогичные взаимодействия.
Актуальность работы. Многие изобретения древнего Китая
используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных
и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас,
Page 4

незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому
изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как
сегодня, так и в будущем.
Целью работы является изучение науки и техники древнего Китая.
1. Развитие науки в Древнем Китае. В древний период, когда создавались
канонические китайские тексты, письменность уже играла важную роль
(классическая
литература
всегда
необходима
при
подготовке
интеллектуальной элиты), математика же еще не стала тем разделом
знаний, которому посвящают отдельные труды. Однако он сыграла свою
роль в появлении феномена, названного «рациональным прорицанием».
Поначалу предсказания, связанные с гаданием на черепашьем панцире,
костях разных животных и тысячелистнике, основывались на толковании
разнообразных природных явлений в особенности метеорологических и
астрономических (радуги, ветров, метеоритов, затмений, пятен на Солнце,
расположении звезд и т.п.). Однако это обилие знамений не мешало
применять и чисто рациональные способы исследования мира:
прорицатели не без успеха пользовались своими наблюдениями при
составлении числовых и арифметических таблиц, с помощью которых не
только фиксировались события прошлого, но и предсказывалось
повторение некоторых из них в будущем. Определенные пророчества,
связанные с регулярно повторяющимися небесными явлениями,
подтверждались: так появились календарь и астрономия, базировавшаяся
на математике. В результате сложился целый штат придворных
«хранителей времени», игравших роль и историков-летописцев, и
звездочетов, которые уделяли немало времени поиску методов
предсказания небесных явлений (сближения небесных тел, затмений
Солнца и Луны и т.д.).
Во времена династии Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.) появился новый
раздел математики. Были составлены специальные руководства, в которых
Page 5

излагались задачи и способы их решения, сгруппированные в главы в
зависимости от возможного практического применения. Причем фактическая
точность и реальность изложенных в них ситуаций так велики, что по
содержанию задач можно воссоздать целые картины общественной и
экономической жизни Китая той или иной эпохи. Не забыта ни одна
практическая деталь, идет ли речь о сборе налогов, управлении рабочей
силой, наземных и водных перевозках, охране порядка и снабжении войск. На
таких сборниках учились многие поколения чиновников-математиков,
требовавшихся императорскому бюрократическому аппарату. В эпоху
Троецарствия (220–265 гг.) величайший китайский математик Лю Хуэй
разработал метод строгих математических доказательств.
Несмотря на различие цивилизаций, законы математического и
естественно-научного мышления в принципе одинаковы, что и объясняет
параллелизм и возможность заимствования. Например, китайский ноль,
впервые появившийся в астрономических таблицах около 1200 г. в виде
маленького кружка (таким он сохранился и до наших дней), возможно, имеет
индийское происхождение. Математические игры, как древние, так и
средневековые – греческие, индийские, арабские, европейские и китайские,
зачастую поразительно похожи. Многие сходные математические методы
существовали параллельно в Греции и в Китае: после Евклида объем
пирамиды подсчитал Лю Хуэй (III в.), который также вслед за Архимедом
вычислил объем тела, образующегося при пересечении двух ортогональных
цилиндров. И таких примеров можно привести множество
Наряду с астрономией и математикой значительное развитие получили в
Китае географические знания и медицина. Так, за несколько веков до н.э.
китайцы вышли к окраинным морям Тихого океана, плавали в этом районе и
совершили ряд географических открытий. Путешествие Чжан Цяня в 138–126
гг. до н.э. в Среднюю Азию положило начало изучению китайцами стран и
народов, живших к Западу от Китая, и возникновению караванной торговли
между Китаем и Средней Азией по так называемому Великому шелковому
Page 6

пути. В 629 г. путешественник и философ Сюань-Цзан совершил путешествие
к устью Ганга, на юг Индии
История медицины в Китае насчитывает около 3 тыс. лет. Наблюдения
лекарей обобщенные (предположительно) врачем Бянь Цао в самой древней в
мире медицинской книге «Нэйцзин» (VI в. до н.э.), сыграли важную роль в
развитии китайской медицины. Больших успехов достигла медицина в
период Второй Ханьской династии (25–220 гг.). В конце этого периода врач
Жун Фэнь написал первую в мире «Фармакологию» («Бэнь цао »).
Значительными были достижения хирургии: в период Хань уже
производились операции с применением усыпляющих средств (общий
наркоз). В медицинских книгах периода Сун появились указания на метод
лечения при помощи иглоукалывания и прижигания (чжень-цзютерапия ).
Китайская фармакология отличалась от европейской широтой использования
лечебных средств.
В области философии внимание европейских ученых привлекло в
первую
очередь
конфуцианство.
Конфуций
приобрел
репутацию
просвещенного мудреца, создателя этико-политического учения.
2. Развитие техники в Древнем Китае. Китайская цивилизация внесла
существенный вклад в мировую сокровищницу научного и технического
знания и своими великими изобретениями в области техники.
Именно в Китае впервые стали использовать свойства магнитной
стрелки поворачиваться в определенную сторону света. По-видимому, в VI в.
до н.э. китайцам стало известно явление притяжения железа и железной руды
естественно намагниченными кусками магнетита. Позднее они обратили
внимание на способность естественных магнитов ориентироваться, ошибочно
приписав ее воздействию звезд. Из этих наблюдений выросли приемы
гаданий на особом приборе. Он состоял из железной пластинки, на которой
могла свободно скользить благодаря своей сферической поверхности
«ложка» из естественного магнита. На пластинке нанесены знаки Зодиака.
Page 7

Ручка «ложки» ориентировалась в магнитном поле. В I–III вв. этот прибор
стал применяться как компас и получил название «указатель юга». К III в.
относится описание намагниченной фигурки, установленной на повозке
китайским изобретателем Ма Цзюнем. Затем китайцы стали применять
«указатель юга» на судах. Позднее появился компас с плавающей в масле или
вращающейся на острие деревянной рыбкой или черепахой с вделанным в
них природным магнитом. Эмпирическим путем была найдена удлиненная
форма – появилась стрелка.
Другим важным достижением явилось изобретение в III в. прибора для
измерения пройденного расстояния, своеобразного спидометра в виде
тележки. Чжан Хэн (II в.) изобрел первый в мире сейсмоскоп – прибор,
показывавший на эпицентр.
О развитии в Китае практической химии свидетельствует тот факт, что
китайцы первыми в мире научились использовать смесь селитры и серы для
производства пороха . Опыты по изучению этих веществ привели к тому, что в
VI в. в Китае появились мастерские по изготовлению небольших пороховых
ракет для фейерверков и других пиротехнических целей.
Изобретение бумаги (II в.) явилось крупнейшим вкладом китайского
народа в мировую цивилизацию. В IV в. бумага полностью вытеснила ранее
использовавшиеся для письма бамбуковые пластинки и шелк. Бумага из
Китая была завезена (через Корею) в Японию, а также в Среднюю Азию и
Персию. В результате крестовых походов державшееся в секрете искусство
изготовления бумаги стало известно в Западной.
История книгопечатания в Китае восходит к V–VI вв. Первоначально
текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу. Этот
процесс привел к развитию литографии . В дальнейшем постепенно стали
переходить к печатанию с гравированных досок (ксилография ), получившему
распространение в IX в.
Page 8

Список использованной литературы
1. В.В. Петрик, Культура Китая: учебное пособие; Томский
политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2010. – 156 с