Календарно тематическое планирование работы кружков. Кружковая работа. Планирование работы кружка: календарные, тематические и перспективные планы. Требования к знаниям, умениям и навыкам

Тема Количество часов

П/П теория практика всего

  1. 1. Техника безопасности

При работе с пиломатериалами 2 2 4

При работе с электрооборудованием 2 4 6

При работе с электроинструментами 2 4 6

2. Введение

История искусства обработки древесины 4 - 4

Свойства древесины, породы, строение. 4 8 12

Рабочее место столяра 2 - 2

3.Основы столярного дела 2 28 30

4.Работа со станками 4 18 22

5.Резьба по дереву 4 24 28

6.Выпиливание лобзиком 2 10 12

7.Сборка изделий 1 7 8

8.Выжигание 2 6 8

9.Часы отведённые на мероприятия(экскурсии,

Встречи с народными умельцами.) - 18 18

Всего: 37 133 170

Ожидаемые результаты:

1.Столярка

Воспитанник должен знать: строение, признаки область применения древесных пород. Должен уметь: заготовить материал, определить влажность и подготовить его к сушке, а также уметь заделывать трещины и удалять сучки. Кроме того, воспитанник должен уметь аккуратно и правильно пользоваться столярным инструментом, выполнять столярные работы.

  1. 2. Резьба по дереву

Воспитанник должен уметь правильно пользоваться ножом-косячком, стамесками, а также должен уметь различать и выполнять контурную и геометрическую резьбу.

  1. 3. Выпиливать лобзиком

Воспитанник должен уметь подготавливать материал к выпиливанию, переводить рисунок, а также правильно пользоваться лобзиком.

  1. 4. Выжигание

Воспитанник должен уметь подготовить материал для выжиганию, переводить рисунок, правильно и аккуратно пользоваться выжигателем и уметь выполнять простые (несложные) рисунки.

По окончании каждой темы проводятся выставки работ воспитанников. К концу учебного года каждый воспитанник должен изготовление изделия, в котором бы сочетались все виды обработки древесины, обозначенные в учебном плане.

Методическое обеспечение

Для организации учебного процесса используются наглядные пособия по столярному делу. Инструкция по работе на станках. Образцы, позволяющие наглядно видеть стадии обработки древесины.

Ресурсное обеспечение

Для организации учебного процесса используются:

Наборы столярных инструментов;

Станок токарный;

Станок токарно-винторезный;

Учебный класс общей площадью 72 м?

Список используемой литературы

Для воспитанников:

  1. 2. А.Ф. Афанасьев «Поделки из древесины» - Знание, 1989
  2. 3. Э.В. Ривхк «Мастерим из древесины» - Просвещение, 1988
  3. 4. А.Ф. Пронин «Резьба и мозаика по дереву» Фактория, 2001

Для педагога:

  1. 1. В.И. Рыженко «Работы по дереву» - Знание, 2004
  2. 2. Г.Б. Вебер «Современная мебель своими руками» - Лесная промышленность, 1980
  3. 3. Л.Н. Крейдлин «Столярные работы» - Высшая школа, 1982
  4. 4. А.Н. Черепанин «История художественной обработки древесины» - Высшая школа, 1982
  5. 5. Б.М. Буглай «Технология отделки древесины» - Лесная промышленность, 1973
  6. 6. А.Ф. Афанасьев «Домовая резьба» - Культура и традиции, 2000
  7. 7. А.Е. Глозман, Е.С. Глозман «Школа резьбы по дереву» Москва Эксмо, 2007
  8. 8. Справочник по трудовому обучению М.А. Карабанов, Н.А. Деркачев, В.А. Юдицкий. М.: Просвещение, 1991

Тематическое планирование кружковой работы

«Юный столяр»

Название темы

Кол-во час

Дата

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с пиломатериалами.

Подготовка рабочего места, комплектование инструментом.

Породы древесины, группы, виды и разновидности пороков древесины.

История искусства обработки древесины.

Сучки и трощены. Грибные поражения, биологические повреждения. Инородные включения, механические повреждения и пороки обработки.

История искусства обработки древесины.

Влажность и сушка древесины

История искусства обработки древесины.

Свойства древесины. Покоробленности.

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Лесоматериалы и пиломатериалы.

Техника безопасности при работе с инструментом. Свойства древесины. Шпон и фанера. Производство и технология.

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты.

Заготовка материалов. Ошкуривание чураков топором. Техника безопасности.

Заготовка материала. Распиловка чураков на доски на ленточной пиле. Техника безопасности при работе с ленточной пилой.

Заготовка материалов. Строгание круглых чураков электрорубанком. Подготовка под распиловку. Техника безопасности при работе с электрорубанком.

Заготовка материала. Окрашивание торцов древесины. Подготовка к естественной сушке, распиловка на бруски и доски.

Заготовка материала. Изготовление заготовок для токарных изделий определенной длины и толщины.

Заготовка материала. Отесывание круглых чураков топором.

Рабочие место столяра. Комплектация инструментом. Техника безопасности при работе с электроинструментами.

Столярные инструменты. Название, назначение и принцип действия

Столярные инструменты. Смена режущих частей (свёрел, фрез, пил)

Экскурсия в парк «Лосиный остров» с целью ознакомления с видами деревьев

Заготовка материала. Ошкуривание и уборка отходов.

Основы столярного дела. Измерение и разметка. Измерение штангенциркулем

Основы столярного дела. Разметка с помощью линейки и столярного угольника. Понятие кронциркуля и транспортира.

Пиление древесины. Хватка пилы и рабочая поза. Приемы пиления. Виды брака при разметке.

Строгание рубанком. Наладка рубанков. Приемы и контроль в строгании.

Сверление и сверла. Приспособления для сверления в ручную.

Закрепление заготовки для сверления. Закрепление сверла. Приемы сверления и возможный брак при сверлении.

Зенкование. Правила сверления и зенкования. Техника безопасности при работе со сверлами и зенкерами.

Изготовление изделий из древесины по индивидуальным проектам (скворечники, кормушки, скамейки, табуретки, разделочные доски и т.д.)

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Определение темы, формирование идеи для индивидуальных проектов.

Виды и приемы фрезерования древесины ручным и электрическим инструментом.

Правила работы с ручным электрорубанком.

Отделка изделий из древесины. Зачистка напильником. Зачистка и шлифование шкуркой.

Прозрачная отделка (лакирование) древесины. Непрозрачная отделка (крошение) древесины.

Соединение деталей на гвоздях. Приемы забивания и вытаскивания гвоздей. Способы соединения деталей гвоздями.

Соединение деревянных деталей саморезами. Выбор и расстановка саморезов

Склеивание. Виды клеев. Последовательность склеивания. Приготовление столярного клея.

Шиповые соединения. Виды шиповых соединений. Шиповые соединения с применением шкантов и нагилей.

Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. Способы крепления заготовок.

Устройство токарного станка по дереву. Исторические сведения.

Подбор материала и приемы точения по дереву.

Работа на токарном станке по дереву, точение, виды стамесок для точения по дереву.

Точение цилиндрических поверхностей

Точение конических поверхностей.

Точение фасонных поверхностей.

Точение шаровидных поверхностей.

Точение изделий с различными типами поверхностей по готовым образцам.

Точение сложных составных изделий.

Графическое изображение тел вращения. Точение изделий различных форм.

Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Пропильная резьба.

Контурная резьба.

Плосковыемочная резьба.

Материалы и инструменты применяемые для выполнения резьбы.

Виды орнаментов и элементы геометрической резьбы.

Мотивы образования геометрической резьбы.

Геометрический орнамент «розетка» с делением окружности на 6 частей, 12 частей, 18 частей.

Основные правила и приёмы выполнения геометрической резьбы.

Техника резьбы сколышей наколка и подрезка.

Резьба сколышей поперёк волокон.

Резьба сколышей вдоль волокон.

Резьба треугольников с углублением в центре. Техники – в проводку, качалка, перо на себя, перо от себя.

Резьба лучей, розетки «сияние».

Резьба «вертушек» и миндалевидные углубления.

Экскурсия в этнографический музей Глозмана Е.А.

Выпиливание лобзиком. Техника безопасности. Устройство электролобзика. Пилки и их разновидности.

Правила замены пилок, выпиливание прямых линий, изготовление восьмигранных крышек для табуретов

Выпиливание криволинейных контуров, изготовление заготовок табуретов, используя готовые шаблоны.

Выпиливание заготовок для табурета из фанеры толщиной 21 мм.

фанеры толщиной 21 мм.

Выпиливание заготовок для табурета из

фанеры толщиной 21 мм.

Сверление отверстий в заготовках, зенкование отверстий под шляпки саморезов.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Выжигание. Техника безопасности при работе с выжигателем.

Выжигание. Подготовка поверхности материала.

Выжигание. Копирование картинки.

Техника глубокого выжигания.

Экскурсия в «Вернисаж»

Экскурсия на выставку резьбы по дереву.

Встреча с профессиональным резчиком по дереву.

Подготовка работ к выставке.

Выставка работ участников кружка.

п.Бошняково

Муниципальное образовательное учреждение

«Бошняковская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на МО Допущено Утверждено

Протокол № от Зам. директора по УВР Директор школы

«___» ____ 2017 г _______ /Прокофьева А.В./ _______/Барашкова В.А./

«___» ____ 2017 г. «___» ____ 2017 г.

Календарно тематический

План кружка

«Мягкая игрушка»

34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Первый год обучения 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 8

Мягкая игрушка 8

Второй год обучения 11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 12

Лоскутное шитьё 12

Одежда для кукол 14

ЛИТЕРАТУРА 16

Первый год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКА

Дата план.

Дата факт.

Вводное занятие

Выполнение плоских комбинированных игрушек

(по выбору детей).

Сова с фартучком и большими карманами.

Зайчик. Свинка и поросята.

Тигрёнок, чебурашка.

Крокодил Гена, Шапокляк.

Мальчик «рыжик».

Конопушечка - веснушечка.

Выполнение объёмных игрушек.

Противные старушки.

Дом для чайника.

Некто по имени - Голохвостик.

Превращается рука.

Ленивые игрушки.

Кукла – подушка.

Ярмарка кукол или выставка.

Учебная программа

Первый год обучения

Мягкая игрушка

ТЕМА: 1. Вводное занятие

ТЕОРИЯ: История игрушки, ознакомление с Т.Б.План работы кружка.

ПРАКТИКА: Научиться правилам поведения в мастерской

ТЕМА: 2. Сова с фартуком и большим карманом

ТЕОРИЯ: Читаем о совах, рисуем, подбираем необходимый материал,

мастерим игрушку.

ПРАКТИКА: Научитесь работать с поролоном, увеличивать рисунок,

делать выкройки, переносить на ткань и изготавливать игрушку

ТЕМА: 3 Зайчик. Свинка и поросята.

ТЕОРИЯ: Любопытные факты из жизни животных

ПРАКТИКА: Кроим и шьём игрушки. Придумываем сказку и

обыгрываем.

ТЕМА: 4 Тигрёнок, Чебурашка.

ТЕОРИЯ: Рассказ о тиграх, учим песенку о чебурашке и работаем над

игрушками.

ПРАКТИКА: Кроим и шьём игрушки. Обыгрываем сказку.

ТЕМА: 5 Крокодил Гена, Шапокляк.

ТЕОРИЯ: Вспоминаем сказку про крокодила Гену, Чебурашку и

Шапокляк

Обыгрываем сказку.

ТЕМА: 6 Флорик

ТЕОРИЯ: Рассказ о цветах и травах, где живёт Флорик.

ТЕМА: 7 Мальчик – Рыжик

ТЕОРИЯ: Что такое Х\Б, шерсть, шёлк.

ПРАКТИКА: Работа над игрушкой.

ТЕМА: 8 Конопушечка – веснушечка

ТЕОРИЯ: Читаем сказку о маленьких человечках.

Обыгрываем сказку

ТЕМА:9Лягушка.

ТЕОРИЯ: «Разноцветные игрушки» - рассказ, новый материал – драп.

ПРАКТИКА: Изготовление разноцветных лягушек.

ТЕМА:10 Противные старушки.

ТЕОРИЯ: Рассказ о том, какие лица можно изготовить.

Сказка о противных старушках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку

ТЕМА: 11 Дом для чайника.

ПРАКТИКА: Изготовление дома для чайника

ТЕМА: 12 Некто по имени – Голохвостик.

ТЕОРИЯ: Рассказ о голохвостике, кто они такие, где они живут

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку

ТЕМА: 13 Превращается рука

ПРАКТИКА: Изготовление игрушек с движением. Придумать и обыграть

ТЕМА: 14 Ленивые игрушки.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки

ТЕМА: 15 Кукла - подушка

ТЕОРИЯ: Рассказ о Кукле – подушке

ПРАКТИКА: Изготовление Куклы – подушки, сказка, обыгрывает её.

ТЕМА: Ярмарка или выставка кукол. Отбор лучших работ учащихся.

Второй год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Лоскутное шитьё. Одежда для кукол.

ПРАКТИКА

Дата план.

Дата факт.

История развития шитья из лоскута

Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ

Техника шитья из лоскута: «квадрат»

Техника шитья из лоскута: «мельница»

Техника шитья из лоскута: «шпалы»

Техника шитья из лоскута: «треугольники»

Выставка лучших работ

Вводное занятие Виды ручных работ.

Нательное бельё.

Повседневная одежда

Рабочая одежда

Одежда для дома

Спортивная одежда

Нарядная одежда (вечерняя)

Одежда для отдыха

Брюки, куртки.

Парадная одежда

Сезонная одежда

Национальная одежда

Ярмарка или выставка лучших работ

Учебная программа

Второй год обучения

Лоскутное шитьё.

ТЕМА: 1 История развития шитья из лоскута.

ТЕОРИЯ: Рассказ о ремесле. История возникновения лоскутного шитья.

Традиционность, композиции, богатство палитры многоцветного шитья

из лоскутов, его символика, обрядное значение.

ТЕМА:2. Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ

ТЕОРИЯ: Виды ручных стежков, их назначение и применение. Длина и

ширина стежков специальные стежки. Знакомство со швейной

машинкой; устройство, назначение и принцип работы, заправка и уход за

швейной машинкой. Классификация швов, частота строчки.

ПРАКТИКА: Выполнение простых смёточных стежков. Выполнение ручных

стежков постоянного назначения. Т.Б. при выполнении ручных стежков.

Заправка швейных машин и выполнение прямых, овальных, зигзагообраз

ных строчек. Виды машинных швов.

ТЕМА: 3 Техника шитья из лоскута: «квадрат»

ТЕОРИЯ: Пошив кухонных прихваток. Подбор ткани по сочетанию цвета.

Изготовление прихваток, индивидуальный инструктаж.

ПРАКТИКА: Пошив прихваток, кухонных принадлежностей.

ТЕМА: 4 Техника шитья из лоскута: «мельница»

ТЕОРИЯ: Составление композиции узоров и орнаментов. Смысловое

значение орнамента

ПРАКТИКА: Составление узора для настольного панно, элемент орнамента

«Мельница». Самостоятельная разработка последовательности обработки

панно. Изготовление шаблонов для раскроя ткани.

ТЕМА: 5 Техника шитья из лоскута: «шпалы»

ТЕОРИЯ: Несколько видов исполнения «шпал». Подбор тёмных и

светлых волос в композиции

ПРАКТИКА: Пошив постепенного ковра. Выбор лучшего цветосочетания.

Самостоятельная разработка последовательности обработки ковра.

Пошив и соединение изделия из блоков.

ТЕМА: 6 Техника шитья из лоскута: «треугольники»

ПРАКТИКА: Виды и приёмы изготовления. Самостоятельный выбор узора

композиции при учёте закона контраста и гармонии цвета. Знакомство с

образцами, содержащими орнамент из треугольников. Пошив

настенного панно при соблюдении всего технологического процесса.

ТЕМА: 7 Выставка лучших работ

ПРАКТИКА: Самостоятельная разработка отдельных элементов и

технологической последовательности исполнения при учёте

традиционности цвета, древней символики, соблюдения различности

фона и композиции. Присвоения звания «Мастеровой»

Одежда для кукол.

ТЕМА: 1 Вводное занятие Виды ручных работ.

ТЕОРИЯ: Виды ручных стежков, их назначение и применение.

Представить готовые образцы.

ПРАКТИКА: Приготовление образцов. Ручные стежки.

ТЕМА: 2 Нательное бельё.

ТЕОРИЯ: Виды нательного белья. Рассказ об одежде, для чего нужна

ПРАКТИКА: Изготовление нательного белья.

ТЕМА:3 Повседневная одежда

ТЕОРИЯ: Рассказ о повседневной одежде, какая бывает повседневная

ПРАКТИКА: Изготовление повседневной одежды, показ.

ТЕМА: 4 Рабочая одежда

ТЕОРИЯ: Рассказ о рабочей одежде

ПРАКТИКА: Изготовление рабочей одежды, показ.

ТЕМА: 5 Одежда для дома

ТЕОРИЯ: Рассказ об одежде для дома.

ПРАКТИКА: Изготавливаем одежду для дома. Показ моделей

ТЕМА: 6 Спортивная одежда

ПРАКТИКА: Изготавливаем одежду для спорта. Показ моделей

ТЕМА: 7 Нарядная одежда (вечерняя)

ТЕОРИЯ: Рассказ о ленивых игрушках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки

ТЕМА: 8 Одежда для отдыха

ТЕОРИЯ: Рассказ о нарядной одежде из истории. 14

ПРАКТИКА: Изготавливаем нарядную одежду. Показ моделей

ТЕМА:9 Брюки, куртки.

ТЕОРИЯ: Виды тканей, используемых для пошива одежды для отдыха и

ПРАКТИКА: Выбор материала к работе. Обрисовка материала по

выкройке, раскрой, шитьё, оформление.

ТЕМА: 10 Парадная одежда

ТЕОРИЯ: Виды парадной одежды. Материал, используемый для

использования нарядной одежды. Выбор цвета, отделка.

ПРАКТИКА: Подбор материала, подготовка к работе, обрисовка

выкройки на материале. Раскрой ткань, шитьё, оформление платья с

отделкой.

ТЕМА: 11Сезонная одежда

ТЕОРИЯ: Виды сезонной одежды.

ПРАКТИКА: Материал, используемый для изготовления сезонной

ТЕМА: 12 Национальная одежда

ТЕОРИЯ: Виды материала, необходимого для работы, цветовое решение

ПРАКТИКА: Изготовление национальной одежды, демонстрация

ТЕМА: 13 Ярмарка или выставка лучших работ

ЛИТЕРАТУРА

    С. Кочетова «Мягкая игрушка» - М., 2002г

    Ч.Измайлов «Психология цветового зрения» - М., 1989г

    Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей «Сделай сам» - 1991г №4

    Л.Андронова «Лоскутная мазайка» - М., 1993г

    Х.Махмутова «Краткие сведения по цветоведению» - М., 1976г

    Г.Пантелеев «Декоративное искусство детям» - М., 1976г

    Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек «Современная энциклопедия для девочек» - М., 1999г

    Т.Г Лихачева «Моя подружка – мягкая игрушка» - М.,2002г

МОУ «Ибряевская основная общеобразовательная школа»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективизм , дружба.

В результате изучения курса «Краеведение» 1-го года занятий учащиеся должны знать :

Географию и экологию своего села

Историю своего рода и села в целом

Культуру и экономику населенного пункта

Положение и значение населенного пункта в системе региона и страны

Биографии знаменитых земляков и их вклад в процветание России.

Учащиеся должны уметь :

· Работать с различными видами источников

· Проводить исследовательские работы

· Находить решения различными поисковыми проблемами

· Грамотно вести поисковые, исследовательские записи

· Составлять отчет о проделанной работе

· Выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей

«Неуважение к предкам есть первый признак

дикости и безнравственности» .

Домашнее задание

Реальный результат

примечание

практика

Введение.

«Я Родину люблю»

Что значит «Я», «Родина»,

«Я Родину люблю?»

Написать сочинение «За что меня любят мои близкие?»

Раздел «Откуда я родом»

Экспедиция к имени. Основы антропонимики

Что такое имя? История имен.

Значение имен.

Имена у различных народов

Оформление альбома «Милая моя Родина»

Оформление листа «Я», «Мое имя»

Беседа с родителями «Почему меня так назвали?»

«Великие тезки»

(использование ресурсов Интернета

Почему мне нравится (не нравится) мое имя?

Экспедиция к истокам. Мой род - моя крепость.

Понятие род. Родственники степень родства

Я - семья - фамилия

Что такое родословная?

Правила составления родословной

Виды родословных

Пользуясь литературой, Интернетом найти значение имени, фамилии, отчества

Родословная великих земляков

Начало работы над рукописной книгой «Судьба семьи в судьбе страны»

Мои родственники на карте страны

Работа над 1,2,3 главами рукописной книги

Взять интервью у родителей

Работа над 4,5,6 главами книги

главы рукописной книги написать

Работа над 7,8 главами книги

Продолжить работу

Работа над 9,10 главами книги

Оформить рукописную книгу. Составить родословное древо

Выставка и защита своей родословной

Подготовить лист «Моя семья»

Сочинение «На кого из родственников я хочу быть похожим»

Взять интервью у дедушек и бабушек

Экспедиция в прошлое. «Дом, в котором я живу»

История жилища.

Функции жилища

Беседа с родителями «История нашего дома»

Место строительства. Материалы строительства

Почему и когда построен наш дом?

История строительства и существования

Кем мы гордимся?

Эстетика жилища. Душа дома – люди.

Замечательные люди нашего дома

Письмо – сочинение. «Дорогой мой дом!», «Дом, в котором я родился»

Защита творческих работ «Дом, в котором я родился »

Изучение семейного архива

Экспедиция в прошлое «Улица родная»

Понятие улица.

Принципы расположения улиц в населенном пункте

Улицы родного села. Старые и новые. История названия улиц.

Любимый уголок улицы.

Фотоэкскурсия по селу

Изучение истории села

Оформление альбома «Улица родная»

Выставка творческих работ «Улица родная». презентация

«Лицо моей улицы», нарисовать рисунок

Экспедиция в науки.

Алгоритм исследования

Изучение музейных материалов

Требования к сбору материала. Требования к оформлению и защите результатов деятельности

Изучение музейных материалов, исследовательских работ уч-ся

Экспедиция в географию.

География села

Рельеф. Почвы. Гидрография.

Изучение фенологических календарей(из музейного архива школы)

Климат, флора, фауна села.

Фотоэкскурсия по селу

Составить эскизы, макеты

Сбор образцов почв и минералов. Описание водоемов

Составление «Малого атласа села» с использованием музейного материала

Фотоэкскурсия по окрестностям села

Экспедиция в историю.

Вехи развития села

История заселения местности.

Первые письменные источники о населенном пункте

Изучение музейных материалов «История села Ибряево»

Основные вехи развития села до ХХ века.

Изучение музейных материалов по истории села

Село в системе административного деления России. Статус населенного пункта и причины его изменения.

Исследование статуса населенного пункта

Рисунок «Милая моя Родина

Герб села

К 90-летию ВЛКСМ. История комсомольской организации села Ибряево.

Составление альбома на основе музейных материалов

Изучение истории родного края

Составление летописи села Ибряево. Оформление альбома

Подготовиться к игре

Интеллектуальная игра «Брейн - ринг»

по истории села

Составить вопросник по истории села

Составление тестовых заданий по истории села, викторины о родном крае

Экспедиция в традиции. Традиции села.

Понятие традиции.. население, заселявшие территорию села.

Составление анкет по изучению традиций.

Беседа с родителями о семейных традициях

Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные

Описание традиций татарского народа на основе музейных материалов.

Игры наших бабушек и дедушек

Дискуссия «Нужны ли нам традиции?»

Изучение традиций семьи

Экспедиция в память. Памятные места села.

Что такое память? Памятные места для каждого и всех.

Формы увековечивания памяти

Зарисовать памятные места нашего села?

Исторические памятные места.

Виды памятников.

Экскурсия по селу. Зарисовка, описание памятных мест.

Закончить работу

Изучение музейного материала. Что рассказал экспонат?

Составление и оформление экскурсии по селу

Оформление стенгазеты «Памятные места села Ибряево»

Экспедиция в культуру.

Архитектура села

Экспедиция в культуру. Культура села.

Определение архитектуры. Архитектурные стили. Облик села в историческом пространстве.

По архитектуре села.

Архитектура жилища, государственных, общественных учреждений.

Описание архитектурных памятников.

Изучить вырезки из газет, журналов

Культовая архитектура. Архитектура села сегодняшнего дня

Определение культуры. Типы и виды культуры.

Архитектурная проектировка. Школьный двор, детская площадка , молодежный центр.

Составление карты объектов культуры села

Сделать любые зарисовки, на выбор.

Чтобы я сделал для культуры села?

Функции объектов культуры.

Значение объектов культуры в жизни человека.

Исследование роли объектов культуры в жизни села

зарисовки

Фестиваль зарисовок, проектов. «Что бы я сделал для культуры села?»

Культура татарского народа, изучение музейного материала

Нарисовать рисунки для ажурного платка

Экспедиция в экономику.

Определение экономики.

Составляющие экономики.

Исследование экономического состояния села

Современное состояние экономики

Ибряевские пуховязальщицы.

Изучение истории торговли, промышленности, транспорта.

Изучение музейных материалов из отдела культура и быт села Ибряево

Экспедиция в экологию.

Экология села.

Окружающая среда. Определение терминов – экология, экосистема, факторы среды, здоровье человека.

Исследование, изучение экологического состояния села

Изучить литературу о экологическом состоянии природы

Экосистема - как среда жизни человека.

Выпуск «Экологического листа»

Закончить работу

Экспедиция в биографию. Славные люди нашего села.

Что такое биография?

Правила составления биографии

Изучение биографий знаменитых земляков по музейным материалам.

Изучить биографию писателя - поэта, нашего земляка Юлдашева

Биографии прославленных односельчан.

Изучение источников по жизни и деятельности знаменитых земляков. Книги, воспоминания, мемуары, газеты, дневники.

Земляки –орденоносцы. Составить проспект о биографии.

Составление альбома о Гумеровой Бану Мухамедьзяновне.

Земляки - деятели наук.

Составить буклет

Посещение ветерана педагогического труда Кидрячевой Слу Ахкиямовне. Заполнение анкеты для альбома.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по биографиям прославленных земляков.

Экспедиция в будущее.

Мое село в будущем.

Современное положение села Ибряево и перспектива его развития.

Устный журнал «Мое село в будущем»

Сделать зарисовки по теме

Демографическое положение села и прогнозы его развития.

Защита зарисовок, идей и проектов.

Фестиваль творческих работ «Мое село в будущем»

Итого: 134 занятия

Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан

УТВЕРЖДЕНО:

На методич. совете ЦВР

__________________

«_____» _________2010

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Творческое объединение «Умелые руки»

художественно-эстетического направления

на 2010-2011 год обучения

МОУ Бурундуковская СОШ

Возраст детей 7 – 13лет

Срок реализации - 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  2. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  3. раскрыть истоки народного творчества;
  4. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  5. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  6. приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  1. пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  2. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  3. формирование творческих способностей, духовной культуры;
  4. развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  1. осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  2. воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  3. добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы творческого объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 2-4 класса 8, из 6 класса-1 девочка, из 7 класса - 3девочки, 3 девочки из 8 класса. Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой
  2. Ниточная страна
  3. Остров ненужных вещей
  4. Роспись
  5. Лепка
  6. Работа с тканью
  7. Работа с бисером
  8. Работа с природным материалом.
  9. Вязание крючком.
  10. Творческий проект
  11. Выставки, экскурсии, праздники.
  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете технологии.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Дидактический материал:

журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  1. о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  2. о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  3. о видах декоративно- прикладного искусства(лепка, роспись, резьба и.т.п.);
  4. о татарских народных промыслах;
  5. в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  6. о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
  7. об особенностях лепных игрушек;
  8. о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
  9. о вышивке лентами;
  10. о проектной деятельности.

У мения:

  1. работать нужными инструментами и приспособлениями;
  2. последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  3. лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
  4. вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  5. работать в программе Power Point.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно

обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.

Н. Майоров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Умелые руки» (4 часа в неделю)

п/п

Раздел

Темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Дата проведен

Теоретич. часы

Практич.

часы

1-й год обучения

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

Рисование Страны Мастеров.

«В чудесном лесу»

Работа с природным материалом

10-19

«Бумажный город»

A) Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация;

б). Узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами

20-30

«Ниточная страна»

а).Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

в). ниткопись (изонить)

19,5

31-37

Остров ненужных вещей

Беседа.

а). карандашница;

б). модели нарядов

в). цветы

38-40

«Лебединое озеро»

Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

41-53

Лоскутной город

a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;

22,5

54-57

Вышивка лентами

Панно ЦВЕТЫ

58-59

Лепка. Глина.Пластилин

A)Дымковская игрушки

60-64

Работа с соленым тестом

Произведения Г.Тукая

65-68

Вязание крючком

А). вязание столбиков с накидами и без накидов.

69-71

Творческий проект

Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту.

Проект «Подарок»

Выставка, экскурсия.

Игра-путешествие по стране Мастеров.

Экскурсия в школьный музей.

ИТОГО:

2-й год обучения

Вводное занятие

Повторение материалов 1-го года обучения, знакомство с программой 2-го года обучения.

Рисование Страны Мастеров.

«В чудесном лесу»

Поделки из природных материалов (листьев, цветов, соломки, бересты)

«Бумажный город»

a) Объемные композиции из бумаги. Аппликация;

б). узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами

«Ниточная страна»

а).повторение видов ниток, техники аппликации.

б). аппликация из нитяной крошки;

в). ниткопись (изонить)

19,5

Остров ненужных вещей

Поделки из бросовых материалов:

Фантиков

Открыток,

Спичечных коробков.

«Пуховая фантазия»

Изготовление картины из перьев.

Лоскутной город

a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;

22,5

Вышивка лентами

Сувенир «Цветы в корзине», мини картины

«Дворец бисера»

История бисера. «Я создам свое дерево и дам ему имя»

«Замок вязания»

А). вязание подставки под чайник

Творческий проект

Проект «Творческие люди моего села»

Итоговое занятие

Выставка работ. защита проекта.

ИТОГО:

Методическое обеспечение к образовательной программе .

Раздел

Вводное занятие

Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина»

«В чудесном лесу»

1. Способ изготовления декор. дерева.

2. Компьютерная презентация «Розы из кленовых листьев»

«Бумажный город»

1.Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой»

2. Компьютерная презентация «Квиллинг»

3. Компьютерная презентация «Оригами»

4. Методическая разработка по технике оригами.

«Ниточная страна»

1.«Беседа о народной игрушке»

2. Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях. (мет. подборка)

3. Методическая подборка «Оригами»

Остров ненужных вещей

1. Комп. презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.»

Лебединое озеро

Пуховая фантазия

«Подборка материала о поделках из яичной скорлупы Удивительное из необычного»

Технология выполнения картин из перьев

Лоскутной город

Метод. подборка «Из старых курток и ношеных сапог»

Вышивка лентами

Материал «Вышивание лентами»

Лепка.

Подборка рисунков о игрушках из глины.

Низание бисером

Компьютерная презентация «Его величество бисер»

Вязание крючком

Видео - фильм « Вязание крючком»

Проект

Папка-копилка «Проектная деятельность»

Материальное обеспечение

  1. Природный материал
  2. Глина
  3. Соломка
  4. Ткани разных цветов
  5. Перья птиц
  6. Нитки разных цветов
  7. Капрон, шёлк
  8. Опил
  9. Полиэтиленовые мешки
  10. Картон
  11. Спичечные коробки
  12. Мочало
  13. Яичная скорлупа
  14. Стружки
  15. Газетная бумага
  16. Мука
  17. Бумага цветная
  18. Ножницы, клей
  19. Коряга-ветка для декоративного здоровья

Литература (для руководителя кружка)

Москва, 1988 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль,

2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24

6. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12

7. Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2000.

8. М. Федотова Цветы из ткани.

9. Бисероплетение


МБОУ СОШ с/п Дуди

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Руководитель кружка:

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности, изучением современных видов рукоделия и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики.

Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 68 часов в год. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

Обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». В подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

Аккуратность;

Четкость выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения;

Наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

    названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

    правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

    правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Работа с бумагой осуществляется через такие виды рукоделия как: киригами (искусство вырезания из бумаги открыток-«раскладушек»), айрис фолдинг (создание рисунка с использованием разноцветных полосок из бумаги, расположенных по спирали.), плетение из газетных трубочек, оригами.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Осваивают технику ошибана (прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями.)

Изучение техники ганутель (вид рукоделия, в котором из тонких проволочек и различных нитей создаются различные украшения, в основном это цветы и серьги.) и канзаши (складывание изделий из шелковых лент) проходит с изготовлением авторских дизайнерских изделий. В качестве дизайнеров выступают сами учащиеся.

При работе в технике кардмейкинга (изготовление объемных открыток) и изготовлении топиариев дети используют ранее изученные техники работы с бумагой и природным материалом, при этом обучаются работать с тканями и бросовым материалом.

При изучении техники декупаж дети учатся работать с тонкой бумагой (салфетками), тканью и т.д. данный вид творческой самореализации, лежит в основе украшения разных изделий интересными мотивами. При помощи техники декупаж можно вдохнуть жизнь в устаревшие предметы и наоборот – придать налет старины современным изделиям.

Завершающим этапом изучения современных видов рукоделия является изготовление фотоальбома или книжки в технике скрапбукинг. Скрапбукинг является видом рукодельного искусства, при котором любой желающий изготавливает и оформляет фотоальбом, рассказывающий о семейной истории в виде изображений, фотографий, записей, газетных вырезок и других вещей, которые имеют памятную ценность. Возможно создание изделия при помощи ранее изученных техник рукоделия. Учащиеся создают свой проект изготовления фотоальбома или книги.

В конце каждой темы кружка проходят выставки или конкурсы изделий учащихся.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в природу. Сбор материалов для работы.

Бумажные фантазии:

Волшебница природа.

Креативные штучки:

Изделия для дома

Итоговые занятия

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие

Беседа. Правила работы и техники безопасности.

Экскурсия в природу .

Сбор природного материала.

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретические занятия;

Изготовление изделий в технике оригами, киригами

айрис фолдинг, плетение из газетных трубочек

«Волшебница природа!»

(работа с природным материалом – изготовление аппликаций; художественное конструирование)

Теоретическое занятие;

Изготовление панно в технике ошибана.

«Креативные штучки» (работа в технике ганутель и канзаши)

    Теоретическое занятие

    Изготовление искусственных букетов с технике ганутель и канзаши;

    Изготовление панно технике ганутель и канзаши;

Изделия для дома (изготовление открыток в технике Кардмейкинг, изготовление Топиариев, изучение и изготовление изделий в технике Декупаж)

Теоретические занятия;

    изготовление открыток в технике Кардмейкинг

    изготовление Топиариев,

    изготовление изделий в технике Декупаж)

Итоговые занятия:

    Теоретическое занятие по теме «Скрапбукинг»

    Изготовление фотоальбома или книги в технике скрапбукин

Список литературы

1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.

2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.

3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.

4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,

Волгоград.«Учитель», 2010 г.

5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.

«Академия развития», 2006 г.

7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.

9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.

10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.

«Учебная литература», 2007 г.

11. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,

из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.

12. Журнал «Веселый художник» № 1-18, 2010 г.

13.Интернет – ресурсы.