Руководствуясь чувствами. «Разум и чувства». Толкование понятий. Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами

Чувство - это жизнь тела. Чувства - живые и теплые, и внимание к чувствам - это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела - это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь - это движение, а чувство - это переживание энергии тела.

Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть...

Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство - это тело. Это погружение в жизнь тела.

А разум - это другое. Разум - это закон мира, свет разума строг и направлен вовне, во внешний мир, к его строению и законам. Разум занят законами: он готов им подчиняться сам и считает правильным, чтобы им подчинялось все. Законы мира можно открывать, находить, схватывать - и можно создавать, продвигать своей волей, устанавливать своими приказами и распоряжениями.

Разум - способность открывать или устанавливать законы мира.

Если под влиянием слов в человеке (в теле человека) поднялась энергия энтузиазма ("Мы наш, мы новый мир построим!") или ярости ("Пусть ярость благородная вскипает, как волна...") и человек стал двигаться - это было обращение к чувствам.

Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы - это было обращение к разуму.

Жизнь текуча, познание через чувства не дискретное, а скорее аналоговое: иногда мутное, но объемное, где есть все сразу. Чувство многопланово и многозначно, оно тяготеет к живым образам, близким ассоциациям и глубоким метафорам.

Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: "да" или "нет", анализ должен быть четким, выводы однозначными.

Знание - кубик, холодная единица информации, а чувство - теплая и бьющаяся волна... Знание строит себя в свете сознания, чувство плещется в глубинах бессознательного.

Чувства - основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может быть как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Разум и чувства могут действовать в содружестве и гармонии, однако конфликт разума и чувств знаком практически каждому, это конфликт Хочу и Надо, желаний и Долга.

Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то - чувствами . Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины - чувствами.

Как средство познания, разум многократно мощнее чувств, но не нужно думать, что разум всегда прав. Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум - кривой. Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен - человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение.

Лучше всего, когда разум и чувства дружат , поддерживают друг друга. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом.

Любопытно, что в российском менталитете разумная целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то "американское". Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями "от сердца", на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье "Сыну двенадцать: воспитание ответственности " умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать "зачем" он делает то или иное. Комментарий к этой статье: "Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны".

Мы ответили на этот комментарий так: "Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, "без головы"? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях - в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример".

Споры психологов и философов о том, чем же всё-таки стоит человеку руководствоваться в жизни прежде всего — разумом или чувствами — не утихает до сих пор. Подолью и я масла в огонь размышлений.

Дело в том, что лично я руководствуюсь в этом вопросе двумя мыслями, двумя тезисами. И эти тезисы поначалу могут даже показаться противоречащими друг другу. Вот они:

  1. Все чувства и эмоции создаются изначально человеком и управляются им же, особенно, если он видит и осознаёт, как именно он эти чувства и эмоции создаёт.
  2. Главное, чем руководствуется человек, и ради чего он делает все в своей жизни — это чувства и эмоции.

И вот тут вы можете меня спросить: "Как же это так может быть, чтобы человек, умея создавать любую внутреннюю погоду, был при этом всецело зависим от своего эмоционально-чувственного фона?"

Поясню, как я это вижу.

Для начала — скажу о логически-абстрактном мышлении, а точнее — о его полной зависимости от нашего чувственного опыта. Дело в том, что в основе любой абстракции лежит ощущение. Мы не можем воспринять ни одной логической, абстрактной модели или понятия без привязки к нашему чувственному опыту. Помните, какого физика-ядерщика называют "продвинутым"? Того, кто может сложнейшие модели объяснить "на пальцах". Что значит "на пальцах"? Это значит на простых, понятных даже ребёнку примерах. На примерах, которые может наблюдать каждый человек в элементарной предметной реальности, данной нам в ощущениях. Помните, как Эйнштейн объяснял свой способ придумывания сложнейших теорий, в том числе теории относительности? Я, говорит, просто представлял, как сажусь на луч света и лечу на нём, и пытался при этом сообразить, что же в таком случае может происходить со мной и вокруг меня.

Первоначальный опыт создания и использования понятий мы получаем в процессе освоения первых слов: мы называем маму — "мама", мы смотрим на предмет, из которого пьём сок, и с помощью взрослых называем это "чашка", трогаем "дерево", смотрим на "небо". Что происходит в нашем уме в этот момент? Мы связываем конкретные чувственные образы (синеву неба, например) со звукорядом "небо". И потом, глядя на небо, мы называем его так, как его называют все в нашей культуре — "небо". Если бы жили в другой стране, называли бы его "the sky", например. Т.е. видим-то мы все одно и то же, но звукоряд, с которым мы связываем увиденное, в каждой культуре — свой. А ведь это и есть первый опыт создания "понятийной среды" в собственной голове. Это и есть начало формирования понятийного мышления. Далее мы узнаём, что одну и ту же связку чувственных образов (возникающих у нас, когда мы смотрим на небо) мы можем называть разными словами: небеса, небо, воздух, атмосфера. Эти понятия мы связываем с другими, находим их точки соприкосновения: появляются понятия "облака", "осадки", "молния", а потом — "молекулы", "разреженность воздуха", "сила притяжения", "планета". Мы всё добавляем и добавляем понятия, создавая в своём уме ветвистую систему взаимозависимых определений, и моделируем мы эту понятийную систему по ходу всей нашей жизни. Но факт остаётся фактом: в основе всей этой системы понятий, какой бы сложносплетенной она ни была, лежат наши, воспринятые нами когда-то чувственные образы, ощущения. Даже когда вы говорите слово "квинтэссенция", вы всё равно привязываете его к знакомым вам ощущениям. А если не привязываете? А тогда вы этого слова и не понимаете вовсе. Невозможно понять то, что не связано с собственным чувственным опытом.

Именно поэтому, когда я слышу о главенстве "логики" над "чувствами", для меня это звучит как "главенство ноутбука над электричеством": дескать, чего там электричество, главное — мощь компьютерного железа, которым напичкан ноутбук. Да, железки тоже важны. Но без электричества, текущего по микросхемам и проводам, смысла в этой сложносоставной железке — нет. Без тока ноутбук попросту не будет работать Так и с человеческим организмом: можно сколько угодно восторгаться красотой и мощью логики и абстракций, но если отсоединить их от чувственного опыта — останется звенящая бессмысленная пустота.

А теперь — о том, почему же эмоционально-чувственное является для человека самым главным.

Дело всё в том, что за любым "логическим" решением всегда лежит решение эмоциональное. Повторюсь: за любым. Человек — не компьютер, и человек не может совершать никаких действий и не может принимать никаких решений, если под этими действиями и решениями нет мотивационной базы. А мотив как раз и рождается в чувственно-мотивационном поле. Вот вам пример: представьте, я бы вам сказал — "создай новый файл эксель и создай на нём сложную таблицу со всеми статистическими данными по расходам электроэнергии в каждом из кварталов твоего города за последний год". Если вы не уснули от скуки во время прочтения самого этого задания, то что вы сделаете после этого? Скорее всего, зададите вопрос — "а нафига?". И правильно сделаете. Потому что вы человек, а не компьютер. Вы не подключены к постоянному источнику питания, вы запасаетесь силами и питательными веществами сами, и решение о каждом из действий принимаете исходя из связи этих действий с вашим мотивационным ядром, а не только лишь по приказу какого-то пользователя, который пришёл и приказал. Т.е. вы, как человек, представляете собой живую систему, которая сама ищет себе питательные вещества, сама их перерабатывает в энергию и после этого старается максимально рачительно накопленные силы расходовать, выбирая то, что является наиболее приоритетным. Если не дробить на слишком мелкие детали весь сложный процесс образования мотивационно-подкреплённого решения, то можно сказать, что решение принимается в целом так: в первую очередь силы расходуются либо на то, что сохраняет жизнь и целостность организму (т.е. "от страха"), либо на то, что сулит мощный прилив сил и ресурсов в будущем (т.е. "к радости"). Страх и радость — это те самые полюса, по которым организм ориентируется при принятии решений о первоочередности каких-то действий. Соответственно, в каком случае вы ринетесь заполнять предложенную мной табличку? Либо в случае, когда за неисполнение этого действия вам грозит что-то неприятное (потеря жизни или здоровья, например), либо когда за исполнение этого действия вам обещано что-то, что лично у вас вызывает радость и приятное предвкушение (большая сумма денег или ещё что-то очень лично вам ценное и нужное). Если же ни угрозы, ни радости за действием не стоит, тогда… а нафига его вообще выполнять? "А смысл? " — спрашивают в таких случаях люди. Так вот, "смысл" — это слово больше из эмоциональной сферы, а не из чисто логической (потому что "чисто логической", как мы уже выяснили, не бывает вовсе). Можно сказать и так: "логика и абстракции — это производные эмоционально-чувственного опыта, они обслуживают нашу мотивационную систему, но никогда не играют роль первой скрипки".

Когда человек говорит — "я принимаю решения только разумом и не поддаюсь эмоциям ", — задайте ему простые вопросы: а для чего ты принял вот это решение? А вот это следующее для чего? А потом вот это для чего? И, пройдя вместе с ним к смысловому фундаменту, вы упрётесь в какое-то ощущение: либо в страх ("делал что-то, чтобы не случилось страшное"), либо в радость ("делал что-то, чтобы было больше приятностей и радости"). А тогда — зачем говорить про "не поддаюсь эмоциям и чувствам", если изначально всё на них и строится?

Другое дело, когда человек говорит про промежуточные, случайные, автоматические эмоциональные реакции. Да, есть целый набор социальных эмоций, которые рождены на базе основных состояний (на базе состояний радости/воодушевления или страха/угнетённости), но представляют собой лишь формы, оттенки этих основных состояний, и вот этими эмоциями можно и нужно управлять, модифицировать. И в этом случае мы говорим об управлении формой, но не об управлении сутью. Мы не можем выключить в себе мощные механизмы, создающие полномасштабные реакции страха или радости. Но управлять формами, которые создаются на основе этого механизма, можем вполне. Это я и называю "управление эмоциями". Большую часть нашей эмоциональной жизни составляют именно они — формы-эмоции, которые мы разучиваем вместе с другими социально-культурными шаблонами взаимодействия. Именно так из общего состояния страха появляются "отростки-формочки" типа страха публичного выступления, испуг от громкого хлопка рядом, волнение за родного человека, который всё не приходит домой, и ужас от осознания того, что ребёнок вот-вот упадёт с высокой горки; именно так из общего состояния радости получается восторг красками неба, радость от встречи с любимым, счастье от победы, удовольствие от поедания долгожданного арбуза, радостное предвкушение отпуска и счастье от первого "агу" малыша. Эти формочки создаются на пересечении освоенных нормативов ("в этих ситуациях пугаться — это нормально", "по этому поводу радоваться — правильно"), оценок и интерпретаций ("если я без денег, то мне будет нечего есть, и я останусь ни с чем", "когда у меня есть любимый человек, это счастье"), телесных паттернов, привычных или воспроизводимых именно сейчас (сгорбленные плечи, "бровки домиком", напряжённый живот — для страха; расправленные плечи, грудь вперёд, "открытое лицо", полуулыбка — для радости) и их сочетаний. И процессом создания этих формочек — можно и нужно управлять. Нужно всего лишь осознание, внимательность и привычка это отслеживать.

Но-но! Мы в этих случаях всё равно говорим не про "превосходство логики над чувствами", а про "модификацию отдельных фрагментов нашей эмоциональной жизни с помощью логики и разума".

И вообще, я думаю, пора уже перестать делить человеческую личность на "разум" и "чувства", потому что само это разделение вносит больше неразберихи, чем порядка. Ведь, как мы уже говорили выше, разделить то, что изначально является частями одной и той же системы, — это значит запутывать себя ещё больше и множить проблемы, а не решать их. Логика и абстракции, которые мы используем, изначально построены на чувственно-эмоциональном опыте, а сложносоставные эмоциональные формы, в свою очередь, могут быть легко скорректированы при участии логики и абстракций (которые позволяют корректировать целые пласты мировоззрения, наводя там нужный порядок и очищая личность от вредных мировоззренческих наводок со стороны). Вот и хорошо.

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Любящий человек руководствуется чувствами или разумом?

Наверное, каждый человек задается этим вопросом хотя бы раз в жизни. Кто
-
то
приходит к тому, что для влюбленного человека нет никаких границ, и он всецело находится во
власти своих чувств, кто
-
то же
считает, что разум всегда будет брать верх над чувствами, какой
бы сильной ни была любовь. А мне кажется, что на этот вопрос не может быть однозначного
ответа, каждый человек может быть уверен только в своих мыслях, поступках и намерениях.

В художественных

произведениях можно встретить героев, которые испытывали
настолько чистые, искренние чувства, что готовы были пойти на все ради любимых. Олеся из
одноименной повести А.И. Куприна всю свою жизнь провела в лесу, в изоляции от общества.
Единственным человеко
м, с которым она общалась, была ее бабушка. В деревне считали, что
бабушка

ведьма, и изгнали ее вместе с маленькой Олесей в лес. Теперь, когда девушка
выросла и когда в ее жизни появился Иван Тимофеевич, ей оказались не чужды человеческие
чувства, и она

полюбила молодого человека всей душой. Самым большим страхом в жизни
Олеси был поход в церковь, но она знала, что для любимого православная вера имеет большое
значение. Осознавая возможные последствия такого поступка, девушка все же решилась пойти
в церко
вь. Конечно, в этот момент ею управляли эмоции и чувства, а не разум. После того как
Олеся отстояла службу в церкви, люди толпой избили ее, в гневе Олеся осыпала их
проклятиями и убежала домой, в лес. Когда Иван Тимофеевич узнал о том, что случилось, было
уже поздно: Олеся поняла, что ей нужно уехать из этих краев навсегда. Так закончилась
история их любви. Возможно, если бы Олеся в своих действиях руководствовалась разумом, а
не чувствами, эта история сложилось бы иначе.

Иногда, чтобы бороться за счастье
свое и любимых людей, приходится задействовать в
большей мере разум, а не чувства. Например, Артур Грэй из повести «Алые паруса» влюбился в
Ассоль, которую впервые увидел спящей в зарослях кустарника. Позже в трактире люди стали
рассказывать Грэю сплетни п
ро Ассоль и ее отца, называли ее полоумной из
-
за того, что с
детства девушка ждет принца на корабле с алыми парусами. Однако принца это нисколько не
испугало, он понимал, что Ассоль просто особенная, как и он сам. Грэй решил исполнить мечту
девушки, купил
материю, поднял алые паруса на своем корабле и приказал продвигаться к
городу, в котором жила Ассоль. Когда девушка увидела алые паруса, в душе у нее все
затрепетало. Через несколько минут Ассоль уже была на палубе. Так разумный подход к
ситуации помог Арт
уру Грэю обрести свою любовь.

Я считаю, что в человеке всегда должна быть гармония, нельзя разбивать два таких
важных и неразделимых понятия, как любовь и разум. Даже если человек испытывает
невероятно сильные чувства, он должен здраво оценивать ситуацию.

Фокина Дарья, ученица 11 класса

Учитель Новошинцева Ольга Владимировна

«Разум и чувства».Толкование понятий

Разум

  1. Разум - это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  2. Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
  3. Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
  4. Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
  5. Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
  6. Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
  7. Разум - это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры, идеалы.
  8. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.

Чувства

  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
  2. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  3. Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать.
  4. Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного, справедливости, стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
  5. Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
  6. Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
  7. Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
  8. Чувства - это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
  9. Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.
  10. Человек живёт и разумом, и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.

Сочинение по направлению: Разум и чувство. Выпускное сочинение 2016-2017

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее - разум или чувство, - ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».