Пример сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основные виды придаточных предложений

Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.

Виды сложных предложений

Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.

Сложноподчинённые предложения

Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.

Придаточное изъяснительное

СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.

Примеры придаточных изъяснительных:

1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."

2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."

Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным

Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:

1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".

2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").

В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.

Другие виды придаточных

Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Слайд 2

продолжим изучение видов придаточных предложений;
поговорим о придаточных изъяснительных;
выясним особенности CПП с придаточными изъяснительными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Классификация СПП
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными
Вспомним…

Слайд 4

Я сказал, что уже смотрел этот фильм.
Мы встречались с придаточными изъяснительными, когда говорили о косвенной речи.
Вспомним…
Старые знакомые!
Косвенная речь оформляется в форме СПП.
комментирующая часть
чужая речь
главная часть СПП
придаточное изъяснительное

Слайд 5

Примеры предложений с косвенной речью
Вспомним…
Примеры CПП с придаточными изъяснительными
Ты сказал, что напишешь мне завтра.
Я спросил, как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался, есть ли у нас время.
Что?
О чём?
Чем?

Слайд 6

Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.
Мама боится, что сын простудится.
Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Что?
Чего?
О чём?
Придаточные изъяснительные также называют дополнительными.

Слайд 8

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением мысли.
Давайте подумаем…
Думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т.д.
Я знаю, что эта задача несложная.
Но я не понимаю, как её решить.

Слайд 9

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением восприятия.
Всё вижу! Всё слышу!
Слышать, видеть, ощущать, и т.д.
Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.

Слайд 10

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением чувств.
Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т.д.
Он жаловался, что в квартире холодно.
Она радовалась, что скоро будет теплее.

Слайд 11

Что нуждается в пояснении?
Существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т.д.
До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
Не только глаголы!

Слайд 12

Говорят, что здесь хорошо ловится рыба.
Глагол со значением речи
Жаль, что не пришлось поговорить подольше.
Категория состояния
Придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.
Нужно, чтобы завтра же всё было готово.
Категория состояния
Не путать с простыми предложениями, осложнёнными вводными словами!

Слайд 13

Средства связи в CПП с придаточными изъяснительными
что как будто как будто чтобы ли
Союзы
Союзные слова
что как кто который где куда когда сколько почему и т.д.

Слайд 14

Проблема 1. Средства связи очень коварны!
Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в CПП с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.
что как который где куда когда почему
что?
какой?
где?
когда?
Сначала смотрим на вопросы!

Слайд 15

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека.

Вот и место, куда мы отправимся завтра!
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Куда?
Какое?
Я спросил, куда мы отправимся завтра.
Придаточное изъяснительное
О чём?

Слайд 16

Мы поставили палатку там, где есть ручей.
Придаточное обстоятельственное
Палатка стояла на поляне, где протекал ручей.
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Где?
Какой?
Мы не представляли, где тут можно поставить палатку.
Придаточное изъяснительное
Чего?

Слайд 17

На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу.
Придаточное определительное
Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу.
Придаточное изъяснительное

Какая?
Чего?

Слайд 18

Цветы, что распускаются весной, особенно красивы.
Придаточное определительное
Мы рады, что вам понравились эти цветы.
Придаточное изъяснительное
Обращаем внимание на то, к чему относится придаточное!
Какие?
Чему?

Слайд 19

Критерии Союзные слова Союзы

4. Можно подставить же и именно
Проблема 2. Союзы или союзные слова?
В изъяснительных предложениях что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
1. Член предложения
2. Можно удалить
3. Логическое ударение

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания

Ход урока

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают предложения, составленные по данным схемам

Повторение изученного материала

Осложненное списывание. Выпишите ССП с придаточными объяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

1. В лучах росистых в лучах зеленых теч..т реч..нка что мне мила (Ф. Фатьянов.) 2. Одни только старич..к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л. Толстой.)

3. Вмиг по речи те опознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок (А. Пушкин.)

Какие предложения выписали? Почему?

Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:

Я считаю... Мы с другом условились... По внешнему виду можно предположить...

Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при по мощи:

1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.

2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.

Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе

указательные слова, которые чаще всего выражены указательными

место имениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:

Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)

I I.Проверка знаний. Отработка умений и навыков Комментированное письмо

Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где

изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.

1. Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были

получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что

Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда поки ну родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили зара нее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.

Запомни! Использование в одном и том же предложении союза

И частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

Редактирование

Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

  1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной

и о чем в них хотел рассказать.

2.Алеша спросил , что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

б) Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.

1. Николай сказал, что должен был сказать для примирения рас сорившихся друзей. 2. Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3. Я знал, что брат придет завтра. 4. Я никак не мог решить ся сказать матери то, что задумал уехать. 5. Она поняла то, что за че ловек он был. 6. Лектор говорил, что всем было известно. 7. Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».

Графический диктант

1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2. Любке сказали, чтобы она подумала, не

лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. (А. Фадеев.) 3. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.) 4. Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5. Скажи, что ты читаешь, и я ска жу, кто ты. (А. Чехов.) 6. Здесь смеялись мало, и не всегда было яс но, над чем смеются. (М. Горький) 7. Няню Пушкина стали спраши вать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (В. Вересаев.)

III. Итоги урока

В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?

При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?

Домашнее задание

Закончите предложение придаточными изъяснительными.

Я давно знал, где...

Я давно знал, куда...

Я давно знал, откуда...

Я давно знал, что...

Я давно знал, когда...

Я давно знал, сколько...

Я давно знал, какой...


В изъяснительных предложениях придаточное изъясняет опорное слово главной части, которое обозначает речевую, мыслительную, познавательную, волевую, оценочную, эмоциональную деятельность (говорить, писать, радоваться).

Как правило это глагол или слова другой части речи, которые словообразовательно связаны с глаголом: существительное, причастие, деепричастие, наречие (удивляться, удивление, удивительно, верить, вера, верящий)

Средства связи: союзы (что, будто, как будто, чтобы, как бы не, когда, ли); союзные слова (какой, который, зачем, почему, отчего, сколько).

Наиболее употребителен союз ЧТО. Он присоединяет придаточное к слову, обозначающему различные формы наклонения.

По семантике и средства связи в изъяснительных предложениях делятся на 3 группы:

·Сфера повеств. (что, будто, как, словно, якобы, точно). Сообщает то, о чем известно говорящему, опорные слова имеют семантику, вызывающую семантику говорящего. Обычно это лексика с эмоциональным или интеллектуальным воздействием: внушать. Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл лошадь .

Союз КАК указывает на совпадение точки зрения субъекта и говорящего. Было видно, как по периоду бежали люди. Опорным словом может быть и категория состояния.

· Сфера волеизъявлений (чтобы, чтобы не, лишь бы, только бы, как бы, пусть). Слова со значением просьбы, приказа, совета, желания, стремления. Мама вас просит, чтобы не рубили сад.

· Сфера вопроса (отчего, ли – пост и интер позиции). Придаточные к словам имеющим значение размышления, познания. Он все высматривал, не смеются ли над ним.

С помощью союза ли оформляются косвенные вопросы. Он спросил, не пойду ли я в кино.

Союзные слова: кто, что, какой, сколько, когда, почему, отчего. Способ оформления зависит от самого вопроса. Он спросил, когда я вернусь.

18. Сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-соотносительным.
Классификация предложений в научной и школьной грамматике.

Главный признак – наличие соотносительных слов в главном и придаточном предложениях. Придаточная часть восполняет лексическую неполнозначность слова в главной части.

Эти соотносительные слова (корреляты) составляют структурную основу местоименно-соотносительных предложений.

Соотносительное слово в главной части из-за своей лексической неполнозначности выполняет еще и служебную функцию по отношению к придаточной части (соединяет придаточное содержание с главным).

Местоимения тот, та, то, местоименные наречия туда, оттуда и др.разновидности – количеств и др значения: там-где, туда-куда, там-куда, тот-кто, тот-что, так-как, такой-какой и др. Такой ветер, что страшно.

Корреляты делятся на группы:

С предметным (тот-кто, то-что ) и пространственным значением (туда-куда, там-где )

Качественно-количественное значение (таков-каков, настолько-насколько )

Устойчивые сочетания (до такой степени что, таким образом что и тд ), имеют определительное значение.

Местоименно-соотносительные придаточные делятся на:

- отождествительные

Связь осуществляется на базе коррелятов, имеющих пространственное значение (там-где, туда-куда ), определительное значение (какой-такой, то-что )

То, что мы приняли за дерево, оказалось скалой.

-фразеологизированные конструкции

Строятся по устойчивым схемам: до такой степени что, в такой мере что, настолько что

Имеют значение качественное и количественное.

Было до такой степени холодно, что деревья трещали.

-опустошенные конструкции

Контактное слово в главной части выполняет служебную роль, соединяя придаточное с главным. Нужно отличать от изъяснительных, когда при глаголе есть указательное слово.

Летние ночи хороши тем, что бывает светло.

Школьный учебник не дифференцирует предложения по расчлененности-нерасленности, но указывает на этот факт: «придаточное может служить для пояснения слова в главном предложении или всего гл.предл»

Определительные

Субстантивные

Обстоятельственные:

·причины

·уступки

·условия

·образа действия и степени

·сравнения

·времени

·следствия

Присоединительные придаточные

В школьном учебнике в ряде случаев выделение придаточных основывается на семантическом признаке, что затрудняет выработку внимания к структурным особенностям (придаточн.места). С другой стороны есть случаи, когда придаточн.определит тип на основе структуры, без семантики (сравнен.и опред.отношения). Опред.придаточн на основе структ.призн: местоим-определит: Кто ищет, тот всегда найдет (кто именно, какой).

Среди обстоят придаточн – меры, степени, сравнения внимание на семантику: Там, где был лес, сейчас стоит город. Придаточн. распр-т слово (там).

Мы так спешили, как будто кто-то за нами гнался (придаточн обстоят сравнения, нерасчленен структура, мест-соотносит так-как будто)

Было до такой степени холодно, что деревья трещали (мест-союзн, так –что)

Придаточн распр-т слово или слововсоч в гл части. Присоединяются с помощью союзных слов и синт союзов.

Присловная мест связь – придаточн относится к знаменательному слову опред.части речи или опред семантики. Местоименная – относится к местоимению.