Сценарий проведения праздника "День Космонавтики" "Он сказал: "Поехали!". "Космическое путешествие" (развлечение для дошкольников ко Дню космонавтики) Сценарий мероприятия о космонавтах

Сценарий ко Дню авиации и космонавтики

«Дорога в космос»

Цели: формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся; привитие чувств гордости и уважения к российской космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.

Чтец.

Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.

На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.

Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…

Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…

Ведущий.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

Ведущий.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?

Ведущий.
Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса.

Ведущий.
Этот день по праву считается днем славы всех тех, кто трудится в космической сфере, а также днем торжества научно-технического прогресса.

Ведущий.
Термин «космонавтика» в переводе с греческого образован от двух слов – «вселенная» и «искусство кораблевождения». А космонавт - производное от этого уже русскоязычного термина - человек, управляющий космическим кораблём, владеющий искусством космоплавания.

Ведущий.
Космонавты - люди, проводящие испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте. Широкое распространение слово «космонавт» получило с 12 апреля 1961 года, после полета Юрия Гагарина в качестве пилота КК «Восток». Позывной: «Кедр».

ВИДЕО 1.Сообщение ТАСС.

Чтец.

Разноголосый, шумный, необъятный,
Своими жил заботами эфир.
И грома реактивного раскаты –
ГАГАРИН! – не гремели на весь мир.
А он к ракете шёл. Вдруг оглянулся,
Чтоб улыбнуться всем, кто провожал.
К плечу,- на счастье,- кто-то прикоснулся,
А кто-то руку от души пожал.
Все шло обычно, как на тренировке,
И необычным станет все потом,
Когда ракету оторвёт от кромки
Огня кинжальный, реактивный гром!
На Германа взглянул он, как на брата,
На верного дублёра своего.
И провожавшим выкрикнул: - Ребята!
Один за всех и все за одного…

Ведущий.
Продолжительность полета составила 1 час 48 минут. За это время Юрий Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.

ВИДЕО 2. Хроники первого полета.

Чтец 1.

Когда на землю он вернулся,

Закончив звёздные дела,

Так белозубо улыбнулся,

Улыбка так была тепла!

Чтец 2.

В ней только доброта и сила,

Ни капли превосходства нет.

Как будто роща излучила

Берёзовый озёрный свет.

Чтец 3.

Она объединила мудро

Движенье воли и ума.

Так солнечным морозным утром

Смеётся русская зима.

Чтец 4.

Она, как чудо, нам открылась,

И был таков её размах,

Такая искренность искрилась

В чуть-чуть прищуренных глазах!

Чтец

Нам с ней легко в пути великом,

Душе теплей в её тепле.

Да, без гагаринской улыбки

Темнее было б на земле!

Ведущий.

А улыбка его бессмертна. И стала символом. Он улыбался миру. Он улыбался народам. Он улыбался здесь, на Земле, возвратившись домой. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам, полям. И он сказал землянам: « Берегите Землю, она прекрасная и маленькая!» да, маленькая. Да, прекрасная. А маленькую и прекрасную планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех, улыбки, любовь, - надо беречь, беречь, беречь!

Видео. Гагарин о своем полете.

Чтец.

Герои к звездам устремятся вновь.

И будут жить от века и до века.

Он – Первый, Словно первая любовь,

И в памяти, и в сердце человека.

Чтец.

Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки

Ведущий.

Гагарин первым из землян совершил космический полет на корабле «Восток». За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики.

Ведущий.

Однако Гагарин не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полетам. Трагическая авария во время одного из тренировочных полетов на реактивном самолете оборвала жизнь первого космонавта планеты. Но люди земли всегда будут помнить Юрия Гагарина.

Ведущий.

В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Чтец.

Март скорбел и таяли снежинки

От печали приднепровских лоз,

И текли горючие слезинки

По щекам заплаканных берез.

Было небо розовато-синим,

Замолкали рощи и поля –

Горевала о погибшем сыне

Больше всех Смоленская земля.

Ели кремлевские хмурые

В последнем стоят карауле…

Давно ли встречали Юрия

В апрельском победном гуле?

Тогда он вошел в бессмертие

Земной и небесный сразу…

Глотая полынь, не верьте,

Что умер герой сероглазый.

Звучит песня «Нежность» на экране показ слайдов о Гагарине.

Ведущий.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и работа на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Спутники и космические корабли кружат вокруг планеты.

Ведущий.

Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно – вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

Ведущий.

Сегодня работа в космосе – это научные исследования и каждодневная работа во имя развития всего мира. Вот почему в космос летают международные экипажи. Например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран.

Ведущий 1.

Для современной России, как и для других мировых держав, космонавтика - это уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало серьезным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей», - так определил роль космоса президент России Владимир Путин. Таким образом, космическая деятельность становится неотъемлемой частью экономического и военно-политического развития государства.

Ведущий 1.

Людей, избравших полёты в космос своей профессией, сегодня называют «профессиональными космонавтами». До настоящего времени полёты профессиональных космонавтов готовили только правительства, однако с полётом в 2004 году частного корабля «SpaceShipOne» ситуация изменилась. Появилась новая разновидность профессионалов, подготовку и полёт которых теперь обеспечивают коммерческие компании. Кроме того, развитие космического заставило НАСА и российское Федеральное космическое агентство принять к использованию ещё один термин: - «участник космического полёта».

Ведущий 2.

Первые космонавты в СССР и США набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли, и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, учёные и представители других профессий.

Ведущий.

Кроме России и США свои отряды и группы космонавтов сформированы в других странах мира.

Чтец.

Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам.
К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!

Ведущий.

Лётчик-космонавт Российской Федерации - . Установлено от № 2555-1. Согласно Положению о почётном звании, присваивается , совершившим выдающиеся полеты в космосе. Лицам, удостоенным этого звания, вручаются грамота о присвоении почётного звания и нагрудный знак, который носится на правой стороне груди.

Ведущий.

Нагрудный знак «Лётчик-космонавт Российской Федерации» представляет собой серебряный пятиугольник с выпуклым позолоченным ободком. Ширина знака 25 мм, высота 23,8 мм. В центре знака расположено изображение земного шара с обозначенной голубым цветом территорией Российской Федерации, выполненное из эмали. Земной шар опоясан золотой орбитой спутника со спутником на орбите. Из звездочки, обозначающей г. Москву, выходит вторая золотая орбита переходящая в эмалевый шлейф золотого космического корабля, устремляющегося в межпланетное пространство.
В верхней части над земным шаром помещена выпуклая золотая надпись «Летчик-космонавт», а под земным шаром - выпуклые золотые буквы «Россия». В нижней части знака расположены две выпуклые золотые лавровые ветви.
На оборотной стороне нагрудного знака имеется номер знака.
Знак с помощью ушка и дужки крепится к позолоченной планке, покрытой муаровой трехцветной лентой в соответствии с расцветкой Государственного флага Российской Федерации. С задней стороны планки имеется нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

Чтец.

Р. Рождественский.

Нервы гудят, как струны,

В сердце боль отдается …

Невероятно трудно

Будущее

Достается!

И все же,

Цветите, вишни!

Гряньте, ракетные ревы!

Чем ближе мы к звездам,

Тем выше

Памятник Гагарину и Королеву!

Викторина.

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

2. Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев)

Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

3. В каком году состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г.)

4. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)

5. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

6. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? ("Восток")

7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле "Аполлон-11" осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? ("Буран", "Шаттл")

"СПЕЙС ШАТТЛ" (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - "Колумбия", "Челленджер", "Дискавери", "Атлантис", "Эндевер".

"БУРАН" - воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа "бесхвостка" с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя "Энергия", спуск и посадка по "самолетному" режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.

11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? ("Челленджер")

12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли?(4 октября 1957 г.)

13. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?("Луноход")

"Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971).

14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? ("Вега")

15. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
16. Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (Спутник.)

17.У какой из планет есть кольца? (Сатурн.)
18. Одежда космонавта. (Скафандр.)

19. Источник жизни на Земле. (Солнце.)

20. Какое воинское звание получил Юрий Гагарин, находясь в космосе? (Майор авиации.)

Вопросы о космосе.

1.Как называются гигантские пылающие шары? (Звезды.)
2.Как называют упавший на Землю камень из космоса? (Метеорит.)
3.Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)
4.Спутник Земли. (Луна.)
5.Планета гигант. (Юпитер.)
6.Как назвали самый большой Астероид? (Церера.)
7. Самая главная часть кометы. (Ядро.)

8. Расположите планеты в Солнечной системе. (Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий, далее – Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Образовательная область «Физическое развитие». Социальное партнёрство детских садов. Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста (соревнования между командами детских садов)

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, активизация двигательной деятельности.

Задачи:

  1. Обучающая: Формировать навыки здорового образа жизни. Расширять знания детей о профессии космонавт.
  2. Развивающая: Развивать физические качества личности: ловкость, быстроту, выносливость; умение ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитательная: Воспитывать целеустремленность, чувство товарищества и ответственности перед командой.

Предварительная работа: Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов, заучивание стихов о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, энциклопедий, сюжетно-ролевые, режиссёрские и подвижные игры, показ видеофильмов, презентаций.

Оборудование: 2 магнитных доски с магнитами, 11 воздушных шариков, 2 ватмана с контуром созвездия «Малая медведица» и «Большая медведица», 12 звёздочек, 2 обруча, диаметр 50 см, 8 кубов и 2 призмы для постройки ракеты, 2 мяча фитболы, ориентиры, 2 корзины, султанчики; презентации «Космос», «Космические загадки».

Оформление зала: звездное небо, ракеты, планеты, кометы.

Участники: По 5 детей подготовительной группы от каждого детского сада, инструктор по физической культуре с каждой командой, воспитатель.

Ход

Дети входят в зал под «Марш космонавтов», муз. А. Рыбникова.

Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Меня сегодня разбудил солнечный лучик, который заглянул ко мне в окно.

Луч – Кажется, здесь говорят обо мне. Здравствуйте, друзья! Я солнечный лучик, домчался к вам за несколько секунд и хочу пригласить вас в космическое путешествие по Вселенной.

Воспитатель – Сегодня праздник – 12 апреля – « День космонавтики». 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наша страна вывела на орбиту Земли космический корабль «Восток Длительность полёта составила около 1 часа, точнее 80 минут.

На борту корабля «Восток» находился первый космонавт – Юрий Гагарин. Он первый в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток».

Вот так появилась на Земле профессия космонавт.

Воспитатель – Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп.

Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем
Очень умный астроном.
Наш весёлый звездочет
Знает все наперечет!
На Земле он живет.
Всем планетам счет ведет.

Воспитатель – Обратимся к звездочёту?

Он астролог – высший класс!
Быстро к звёздам обратится
И совет нам дельный даст.

Под музыку появляется Звездочет

Звездочёт –

Я главный магистр волшебных наук
Ребятам и взрослым – загадочный друг!
Я в небо ночное на звёзды гляжу!
Про звёздные тайны вам всё расскажу.

Смотрит в трубу.

Звездочёт –

Меркурий - раз, Венера - два,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех Плутон.
Много тайн хранится в нём!

Воспитатель -

Смотрите ребята, в небе ночном,
Для нас засветился звёздочек рой.
Звёздочки в небе так ярко сияют,
В гости к себе они нас приглашают!

И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет.

– Вы согласны? А поможет нам в этом самая ловкая, самая быстрая, самая спортивная наш инструктор по физической культуре – Юлия Викторовна.

Инструктор -

Космонавтом чтобы стать,
Надо очень много знать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Рано утром просыпаться
И зарядкой заниматься.
Приседать и скакать,
Чтобы космонавтом стать.
Встанем дружно, по порядку
На весёлую зарядку!

Музыкальная разминка «Становитесь по порядку».

Дети выполняют общеразвивающие упражнения под музыку.

Инструктор – У нас сегодня две команды. Команда детей детского сада «Оленёнок», поприветствуем их, и команда детей подготовительной группы детского сада №6 «Ягодка».

Команды станьте на старт.

Инструктор – А судить наши соревнования будет компетентное жюри в составе:

Поприветствуем их.

Инструктор – Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо дать названия нашим экипажам.

На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
А рядом ярко светится -
Малая Медведица.
И я объявляю первый конкурс.

Эстафета (1) «Составь созвездие»

Описание конкурса. Под музыку, по одному вы подбегаете к магнитной доске и с помощью магнита прикрепляете одну звезду на созвездие и возвращаетесь в конец команды.

Каждая команда собирает своё созвездие. По имени вашего созвездия мы и назовём наши команды

Инструктор – Теперь это эмблема вашей команды.

Но для полёта нам нужны ракеты. И я объявляю 2 конкурс «Построй ракету».

Эстафета (2) «Построй ракету»

Описание конкурса. У каждого в руках по кубику, у последнего ребёнка конус. По моему сигналу первые игроки бегут к обручу, ставят кубик и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету.
Выигрывает та команда, игроки которой раньше выполнят задание.

Инструктор – Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту?

Для этого нужен дружный экипаж. И я объявляю следующий конкурс

Эстафета (3) «Дружный экипаж»

Капитан команды первым оббегает обруч, возвращается, берёт второго члена команды, обегает обруч и т.д. пока не перевезёт всех членов экипажа.

Инструктор –

Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Инструктор –

Каждый весел и здоров,
К путешествию готов.

Запустим ракеты в космос. Возьмите воздушные шарики, надуйте их и крепко зажмите. По моей команде все одновременно запускаем наши ракеты в полёт.

Дети надувают шары.

Все готово? Ключ на старт!
Отправляемся в полет,
Нам пора начать отсчет.
Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!

Дети отпускают шары.

Инструктор. – Ракеты в космосе. Но вот преграда – начался звёздный дождь.

Но нам совсем не страшно
Бегать под дождем,
Космические зонтики
В руки мы возьмем.

Прошу капитанов команды подойти ко мне за космическими зонтиками и стать напротив своей команды.

И я объявляю следующий конкурс.

Эстафета (4) «Звездный дождь» (бег в парах)

Описание конкурса. Капитан команды с зонтом забирает первого члена экипажа и переводит и оставляет его на базе. Затем бежит за следующим членом экипажа и т.д.

Инструктор – С заданием справились! А теперь садитесь в космические кресла. Наше космическое путешествие продолжается. И я объявляю конкурс капитанов. Прошу капитанов подойти ко мне.

Конкурс капитанов (5) «Звёздная дорожка»

Описание конкурса. Капитаны одновременно бросают кубик и делают столько шагов по звёздам, сколько кружков на вашем кубике. Кто быстрее пройдёт по звёздной дорожке.

Инструктор –

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.

Конкурс (6) «Космические загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки. Инструктор по физкультуре читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.

Инструктор – И я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну. Команды, на старт!

Эстафета (7) «Гонки на луноходах»

Описание конкурса. Участникам нужно оседлать «луноход – хоп» и проскакать на нём до поворотной отметки и обратно. Побеждает самый быстрый экипаж.

Инструктор – Следующее задание – «Выход в открытый космос».

Эстафета (8) «Надень скафандр»

Инструктор – В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку.

Описание конкурса. Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до обруча и возвращаются обратно.

Эстафета (9) «Выход в открытый космос»

Описание конкурса. По одному проползаем через туннель и бегом возвращаемся в конец команды.

Инструктор – Мы в открытом космосе. Нам необходимо убрать космический мусор.

Эстафета (10) «Убери космический мусор»

Описание конкурса. Пока звучит музыка, один человек собирает в ящик мусор (султанчики). Музыка останавливается и в игру вступает следующий член команды. Кто больше соберёт мусор.

Инструктор – Всем Спасибо!

Дети, посмотрите на экран. Это новая, незнакомая, безымянная планета. Она необитаема. Заселим новую незнакомую планету животными.

И я объявляю следующий конкурс «Заселим новую планету животными»

Эстафета (11) «Заселение новой планеты животными»

Описание конкурса. Дети расселяют животных: домашних и диких.

Инструктор –

Вот и закончилась наша игра.
Программа полета выполнена!
Домой возвращаться, ребята, пора!
Всем экипажам занять свои места!
Мы возвращаемся на Землю.

Релаксация

Звучит музыка.

Инструктор –

Окончен путь.
Приземлилась ракета.
Мы в детском саду на нашей планете.
До новых встреч, ребята!

– Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.

«Дружный танец»

Инструктор – Из вас получились замечательные космонавты. Сейчас я хочу вручить вам сладкий приз.

Сценарий игровой познавательной программы «Космос-планета-мы!», посвященной дню Космонавтики

Цель : Развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах, и первооткрывателях космоса.
Задачи :
- развитие познавательного интереса и знаний об истории космонавтики,
- развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Описание : материал будет полезен для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, учителей, а также воспитателей дошкольных учреждений.
Контингент учащихся: 9-12 лет
Реквизит : воздушные шары с буквами, фольга, скотч, обруч, мячи, ведра, ориентиры, тарелки, пюре фрутоняня.
Ход программы:
Звучит музыка, на экране Слайд 1.
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня для всей нашей страны великий день. Кто знает, как он называется и чем он знаменит? Слайд 2. Правильно, именно в этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту. Кто же стал 1 в мире космонавтом? (Юрий Гагарин). Слайд 3.
Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам. В 1960 году этот момент настал. Счастливчиком для роли в космонавты стал 26-летний Юрий Гагарин. Его зачислили в отряд космонавтов в число летчиков, которые обладали отличными навыками управления летательными аппаратами. Слайд 4. Требования к кандидатам (их было 20 человек) были высокие и жесткие. Здоровье должно быть отменное, выносливость и дисциплина, отличные знания и навыки на высоком уровне. Юрий Алексеевич блестяще закончил курс подготовки. Слайд 5. И 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин с космодрома Байконур совершает свой судьбоносный полет. Давайте посмотрим, как это происходило (гиперссылка на картинке).

Как вы уже смогли увидеть, в 9 часов 6 минут со стартовой площадки космодрома Байконур была запущена ракета “Восток” под управлением Юрия Гагарина. Когда ракета начала подъем, Гагарин сказал историческую фразу: «Поехали!». Его полет продолжался 108 минут и завершился успешным приземлением у села Смеловка Саратовской области СЛАЙД6. После такого прорыва в освоении космоса Юрий Гагарин получил досрочное звание майора и одновременно звание Героя Советского Союза.
Юрий Алексеевич мечтал о новых полетах. Однако судьба распорядилась по-своему СЛАЙД 7. 27 марта 1968 года Ю.А. Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полета вместе с инструктором, героем Советского Союза Владимиром Серегиным.
Вскоре, в 1968 году, этому празднику придали статус международного СЛАЙД 8. Благодаря подвигу Юрия Гагарина, День космонавтики сегодня отмечается с уважением и почетом тех, кто внес вклад в развитие современных космических технологий.
Имя Юрия Гагарина будет жить, пока живет человечество. Его именем названы улицы, площади и учебные заведения. Во многих городах есть памятник Великому космонавту, есть музеи Гагарина. В день космонавтики во всех городах и селах проводятся различные мероприятия.
Со дня полета Юрия Гагарина многое изменилось: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу, и не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной космонавтом считается Валентина Терешкова. Слайд 9. По сей день она остается единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полет в одиночку, без помощников и напарников. Слайд 10. Она также стала первой женщиной в России, удостоенной звания генерал-майора. Именно в этом звании Терешкова и ушла в отставку в 1997 году, в возрасте шестидесяти лет. Валентина Терешкова навеки вписала свое имя в историю Советского Союза, России и всего мира.

Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправиться в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ну что, ребята, вы готовы испытать себя в роли космонавтов? Тогда мы смело можем начинать нашу программу «Космос-планета-мы!». Слайд 11.

И для начала проведем разминку. Слайд 12. Сейчас каждый из вас почувствует себя в космосе в невесомости. Для этого вам нужно встать со своих мест, или выйти к нам вперед. По команде вы должны прокрутится вокруг себя 5 раз. Готовы? Тогда начали! Считаем! А теперь попробуйте сделать ласточку, это будет означать полет в невесомость. Поаплодируем всем ребятам, я вижу, что вы очень старательные и терпеливые ребята.

Конкурс на координацию движения.

Ведущий : Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?
Дети : им мешает невесомость.
Ведущий . Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш конкурс - это испытание на невесомость. Слайд 13.
Для конкурса нужно 6 ребят. Каждый из вас получает по 1 воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик (в каждом из шариков лежат кусочки бумаги с буквами: С, А, Т, У, Р, Н), и пока он находится в невесомости, в воздухе, вы должны рассмотреть, какие буква внутри него находится. Как только вы увидели букву, вы должны подбежать к стулу, написать ее. В результате у вас должно получится 1 слово – название планеты.

Конкурс «Невесомость» гиперссылка на картинку.

Ведущий : Чтобы отправиться в полет, космонавт проходит множество испытаний. И одно из них, это умение разгадывать шифр. Сейчас перед вами таблица с цифрами. Каждая буква соответствует определенной букве алфавита. Вам необходимо разгадать предложение по цифрам. В уме просчитать буквы и разгадать зашифрованное послание. Итак, внимание на экран. Слайд 14. Поехали! Кто отгадает первое слово, кричит с места.

Конкурс «Шифровальщик»

Зашифрованные телеграммы:
3, 15,10, 14, 1, 15, 10, 6 Внимание
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1 Посадка
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1 Невозможна
31, 17, 10, 5, 6, 14,10, 33 Эпидемия
19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30 Спасайтесь

Ведущий : Молодцы, ребята, ответ получен. Зашифрованным предложением получилось «Внимание! Посадка невозможна, эпидемия, спасайтесь!».
Ведущий : Испытание на невесомость мы прошли. Разгадывать зашифрованные слова получилось, ну теперь мы можем отправиться в космос и примерить на себя костюм космонавта? Скажите, ребята, как он называется? Да, без скафандра в открытый космос нам нельзя. Слайд 15. Поэтому предлагаю соорудить его самим. Для этого конкурса нам необходимы 9 игроков. Вам дается фольга и скотч. 1 игрок станет космонавтом, а двое других будут помощниками. Ваша задача обмотать фольгой космонавта и прикрепить это скотчем. Кто сделает это лучше, тот и побеждает.
Надежность костюма проверим, сделав несколько шагов в невесомости (дети в «скафандрах» делают несколько шагов).

Ведущий : Теперь у нас есть скафандры. Давайте запечатлеем этот момент. (Фото на память). И мы смело можем отправиться в космос. Кстати, первым человеком, который побывал в открытом космосе, был Алексей Леонов. Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Экипаж корабля состоял уже из двух человек. Командир аппарата был Павел Беляев, а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут", который его в последствии и подведет.
Ну а мы надеемся, что у нас в полете ничего плохого не произойдет, поэтому отправимся для начала на самую маленькую планету, под названием Плутон. Слайд 16. Для этого конкурса нам нужно 2 команды по 6 человек. Каждому из вас дается обруч. 1 игрок залезает в обруч, т.е. как бы входит в открытый космос. Вы бежите до ориентира – это будет планета Плутон. На ней вы должны взять кусочек земли, чтобы передать ученым для более подробного изучения планеты. Кусочком земли или породы станет мяч. Вы его зажимаете между ногами и бежите передавать эстафету следующему игроку. Заканчиваете свой полет, передав эстафету следующему игроку и положив мяч в корзину. Кто быстрее слетает на Плутон и соберет больше материала, тот и побеждает.


Ведущий : Мы продолжаем наш полет в солнечную систему, где мы можем повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к встречи с ними. Давайте попробуем с ними подружиться. Итак, следующий конкурс «Инопланетяне». Слайд 17. Приглашаю 2 команды по 6 человек. Каждому игроку нужно для начала нарядиться инопланетянами (одеть тарелку на 1 ухо, другую – на другое, а сверху положить третью тарелку, а на руки и ноги одеть специальные перчатки). И без помощи рук с тарелкой на голове добегаете до ориентира, так, чтобы ничего не упало, также возвращаетесь обратно и передаете эстафету следующему игроку. Кто первый справится с заданием, тот и побеждает.


Ведущий : У космонавтов очень долгий и сложный полет. И ему обязательно захочется перекусить. Космонавт пищу берет с собой, и ему не нужны ложки и вилки, потому что пища запаяна в тубы. Слайд 18. Космонавты пищу выдавливают прямо в рот. Для конкурса очень вкусного конкурса прошу выйти 4 человека.
Каждому из участников дается пюре фрутоняня. Нужно как можно быстрее его съесть. Кто первым съест, не оставив ни грамма еды, тот и побеждает.
Конкурс «Обед космонавта». гиперссылка на картинку.


Ведущий . Что, ребята, пообедали? Пора узнать название планеты, на которую мы прибыли. Посмотрите внимательно на свои тюбики. И найдите букву, которая обведена. Из всех букв вам нужно составить слово и вы узнаете, название еще одной планеты (Уран). Ребята выполняют задание.
Ведущий: Отлично мы сегодня потрудились, и я предлагаю закрепить знания о космосе. Проведем конкурс «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» Я задаю вам вопрос, а вы должны правильно на него ответить.
1. Назовите дату 1 полета в космос. (12 апреля 1961 г.)
2. Кто стал первым человеком, отправившимся в космос? (Ю.А. Гагарин)
3. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
4. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
5. Какая планета в солнечной системе самая большая? (Юпитер, больше Земли в 13 раз) Какая маленькая? (Плутон)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
7. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
8. Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
9. Как называют американских космонавтов? (Астронавты)
10. Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман Титов)
11. Перечислите планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)
12. Может ли звезда упасть? (Нет)
13. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
14. Как называется оптический прибор для исследования космических тел? (Телескоп)
15. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)

Ведущий : Молодцы, ребята! На этом наша программа подходит к концу и завершить я бы хотела ее словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Гиперссылка на картинку. Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. А я с вами прощаюсь, до свидания, до новых встреч!

Ведущий . Здравствуйте, ребята!

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий . Человечество с давних времен мечтало о покорении космоса, и вот сейчас мечта стала реальностью. Сегодня полеты в космос стали возможны не только для профессионально обученных людей, но и для так называемых «космических туристов».

Ведущая . Но так ли много мы знаем о космосе? Ведь чем дальше от нас что-то находится, тем таинственнее это кажется. Поэтому космическое пространство еще очень долго будет оставаться большой загадкой.

Ведущий . И все же, мы уже не живем в том мире, где думают, что Солнце движется вокруг Земли. Мы знаем, что это Земля движется вокруг Солнца. Сегодня человечество сделало огромный шаг вперед в изучении космоса. Что же мы знаем о нашей и других планетах Солнечной системы? Сначала назовите эти планеты.

Ребята отвечают.

Ведущая . Вы совершенно правы, это Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Именно об этих 9 планетах Солнечной системы мы сегодня будем говорить, а также, конечно, о Солнце. Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения. Слушайте их внимательно, так как в конце вас ждет занимательная викторина.

После каждого сообщения проводится конкурс рисунков. Ребята должны изобразить планету, о которой шла речь. Рисунки должны соответствовать названию планет.

Ведущий . Безусловно, больше, чем об этой планете, мы не знаем ни о какой. Вы уже догадались, о чем пойдет речь?

Первый рассказчик. Планета, на которой мы живем, — это третья планета от Солнца. Мировой океан занимает большую часть поверхности, суша же представлена шестью материками и множеством островов. Горы занимают более четверти суши. Наивысшей точкой является вершина горы Джомолунгма. Ее высота составляет 8848 м над уровнем моря. Кроме гористой поверхности, суша также представлена пустыней, саванной, лесами и ледниками. Около 3,5 млрд лет назад зародилась жизнь на Земле.

Конкурс «Веселый инопланетянин»

Все участники конкурса получают бумагу и фломастеры. За две минуты они должны нарисовать инопланетянина, каким они его себе представляют. Победителя определяют зрители аплодисментами.

Второй рассказчик. Солнце — это звезда, а не планета, как многие до сих пор еще думают, которая удалена от нашей планеты примерно на 33000 световых лет. Основной состав Солнца — это водород, примерно 90%, и гелий, остальные же элементы присутствуют в очень незначительном количестве. В самом центре этой звезды температура достигает примерно 14 миллиардов градусов. В отличие от Земли, Солнце вращается не полностью, а частями. Каждая часть движется с разной скоростью. Быстрее всего вращается солнечный экватор. Скорость уменьшается пропорционально отдалению частей от центра. Солнце движется вокруг галактики и совершает полный оборот за 200 млн лет. Как доказывают ученые, Солнце существует около 5 млрд лет и просуществует еще столько же, пока не остынет.

Конкурс «Какое оно, солнце?»

Двое участников конкурса по очереди должны называть определения солнцу как явлению. Например, теплое, весеннее и т. д. Победителем будет назван тот участник, который назовет больше таких определений.

Третий рассказчик . Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы, радиус которой составляет лишь 2439 км. Поверхность Меркурия усыпана многочисленными кратерами. Самый большой кратер носит имя великого композитора Бетховена. Из-за близкой расположенности к Солнцу на поверхности Меркурия ученые выделяют две стороны — дневную и ночную. На первой стороне температура достигает более 400 градусов выше нуля, а на другой — 200 градусов ниже, то есть на дневной — постоянное пекло, а на ночной — вечные заморозки. Мы никогда не сможем увидеть Меркурий на темном небе. Чтобы увидеть эту планету, нужно дожидаться предрассветного часа.

Четвертый рассказчик . Ближе всех других планет к Земле расположена Венера. Это также вторая планета от Солнца. На поверхности Венеры расположено огромное количество кратеров, гор, но больше всего там вулканов. Это самая настоящая «вулканная планета».

Венера — одна из тех планет, которые привлекали внимание еще ученых людей древности, но, к сожалению, изучение ее началось не так давно. Все это произошло из-за того, что плотный слой облаков скрывает существование Венеры. Температура на поверхности Венеры чуть более 470 градусов выше нуля, при этом она практически постоянна. Многие ученые сравнивали эти данными с данными на поверхности Земли в каменноугольный период. Но из-за парникового эффекта, который образуется на поверхности планеты, ученые откинули мысль о том, что там может находиться вода в жидком состоянии. Отличительным признаком Венеры является ее ровный белый цвет.

Пятый рассказчик . Очень похожа на Землю планета Марс — четвертая от Солнца. Ее поверхность — это каньоны, кратеры, пустыни и вулканы. По сравнению с земными вулканы Марса — невероятные гиганты. Самый большой — вулкан Тарсис. Его высота примерно 400 км. Кроме этого, исследователями были найдены образования, которые свидетельствовали о существовании в прошлом воды. Температурные рамки на планете колеблются от 30 градусов выше нуля до 90 градусов ниже нуля. Марс можно легко увидеть невооруженным глазом — он похож на яркую звезду красноватого цвета.

Шестой рассказчик . Юпитер — это самая большая планета. Масса Юпитера превышает массу всех остальных планет в два раза. По отдаленности от Солнца эта планета занимает пятое место. Юпитер имеет газовый состав, который очень похож на солнечный. Отличительной чертой Юпитера является большое красное пятно. Это уникальный ураган, который существует уже не одно столетие, хотя 100 лет назад его размеры были в два раза меньше. Еще одной из уникальных черт планеты является максимальное количество спутников, у Юпитера их 63.

Седьмой рассказчик . Сатурн —- это шестая планета от Солнца, по размеру уступает лишь Юпитеру. Зато ни одна планета не может сравниться с Сатурном системой колец. По их мощности этой планете нет равных. Края этой системы располагаются на расстояниях 6,6 тысяч и 121 тысяч км от экватора. Многочисленные кольца Сатурна разделены щелями, крупнейшая из которых даже имеет название — Щель Кассини. Кроме того, эта планета одна из тех, которые видны невооруженным глазом.

Восьмой рассказчик . Седьмой по удаленности от Солнца планетой является Уран. Первое упоминание об этой планете существовало уже в Новое время. Впервые Уран был определен как звезда, и лишь через сто лет как планета. Уран также имеет свои кольца. Но, в отличие от колец Сатурна, они не такие мощные. Отличительной чертой Урана является его своеобразный наклон оси, который составляет 90 градусов. Именно благодаря этому получается, что один из полюсов планеты направлен прямо на Солнце, а другой — от звезды.

Девятый рассказчик. Нептун — это восьмая планета по отдаленности от Солнца. Атмосферная составляющая планеты — это водород, гелий и метан. Именно присутствие последнего элемента придает Нептуну его своеобразный интенсивный синий свет. Очень интересна история открытия этой планеты. Большинство планет сначала были увидены человеком, и лишь потом исследованы. А с Нептуном все обстоит иначе. Ученые сначала теоретически высчитали место расположения планеты, ее массу и только потом увидели ее в телескоп.

Десятый рассказчик . Последняя планета Солнечной системы— Плутон. Она имеет планету-близнец — Харон, другие ученые называют Харон спутником. Статус планеты Плутон получил в 1930 году, но после дальнейших изучений выяснилось, что масса этой планеты меньше земной примерно в 500 раз. И с 2006 года ее принято называть карликовой планетой.

Ведущий . Очень интересна история выбора названий для планет. Существовала такая традиция называть планеты в честь мифологических богов. Так, например, планета Меркурий носит имя римского бога торговли, Марс — бога войны, а спутники этой планеты — Фобос и Деймос — имена сыновей Марса, планета Нептун за свой синий цвет получила имя римского бога морей.

Ведущая . Небольшая загвоздка возникла с определением имени для планеты Плутон. Как уже говорилось, названия черпались из мифологии. Но сложность состояла в том, что многие имена уже были использованы для астероидов. Название «Плутон» предложила маленькая девочка, которая сравнила далекую и холодную планету с богом подземного царства Плутоном. Так и было закреплено это название.

Участники конкурса должны на скорость правильно расположить планеты по их отдаленности от Солнца. Можно использовать рисунки, которые были сделаны в предыдущих конкурсах. Это задание ребята выполняет до тех пор, пока не будет восстановлено правильное расположение планет в Солнечной системе.

Ведущий . Как много интересного прозвучало сейчас. Много нового, неизвестного ранее вы узнали. Кстати, вот еще немного интересных фактов. Знаете ли вы о том, что свет, излучаемый квадратным сантиметром Солнца, равен свету 5 тысяч свечей?

Ведущая. Или что на кольцах Сатурна можно выстроить пять шариков в ряд, причем диаметр этих шариков будет равен диаметру нашей планеты?

Ведущий. Плотность планеты Сатурн очень маленькая, поэтому если бы было возможным поместить эту планету в огромный океан, Сатурн стал бы плавать.

Ведущая . А теперь проверим, насколько вы были сегодня внимательны.

Вопросы для викторины

Сколько открыто планет в Солнечной системе? (Девять)

Чьи имена носят эти планеты? (Имена богов древнегреческой и римской мифологии)

Назовите самую большую планету. (Юпитер)

Назовите самую маленькую планету. (Меркурий) Назовите «карликовую» планету. (Плутон) Какую планету называют «вулканной»? (Венера) У какой планеты больше всех спутников? Сколько их? (Юпитер, 63)

Какая планета имеет наклон оси в 90 градусов? (Уран) Какая планета обладает самыми мощными кольцами? (Сатурн)

Какая планета имеет интенсивный синий цвет? (Нептун) Назовите планеты, которые можно увидеть невооруженным глазом. (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн)

Имя какого великого композитора носит самый большой кратер на поверхности Меркурия? (Кратер Бетховена)

Чем является большое красное пятно Юпитера? (Гигантский долгоживущий ураган)

Какая планета похожа на яркую звезду красноватого цвета? (Марс)

На какой планете выделяют две стороны — дневную и ночную? (Меркурий)

На какой планете зародилась жизнь около 3,5 млрд лет назад? (Земля)

Какая планета имеет ровный белый цвет? (Венера) Как называется крупнейшая щель между кольцами Сатурна? (Щель Кассини)

Какая планета имеет близнеца? Как он называется? (Плутон, Харон)

Ведущая. Изучение космоса с каждым днем продвигается вперед. Множество уже сделанных открытий еще спрятаны от простого человека, но вполне возможно, что вскоре и эти тайны будут приоткрыты.

День Космонавтики

(Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группе)

Подготовила и провела физинструктор

(по материалам из интернета)

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космоса. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о празднике.

Ход (сценарий):

Входят дети в колонну по одному под марш, проходят по залу, выполняют расхождение и слияние через центр в колонну по одному, по два, по четыре. Разделяются на две команды и садятся на стулья.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, уже знаете, какой сегодня день?

Ответы детей: День космонавтики!

На деревянной ложке, без помощи другой руки, нужно пронести воздушный шар, обойти ориентир и вернуться обратно в свою команду, передать предмет следующему участнику игры. Побеждает команда, выполнившая все правила без ошибок.

6. Эстафета: полет корабля.

Все ребята стоят на своих стульях, нужно перейти в помощью стульев, не наступая на пол на другую сторону (к ориентиру). Побеждает команда правильно и быстро выполнившая задание.

7. Слепить ракету.

Ответите на сложные вопросы.

2 Человек, который летает в космос. (Космонавт)

1 Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

2 Как называется и животное, и созвездие? (медведица)

1 Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

2 Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)

1 Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? ("Восток")

Подводим итоги соревнований и оказывается, что побеждает дружба! Все дети исполняют хоровод.