Научные исследования, их особенности и результаты. Виды научных исследований. Основы научного исследования Результаты и методы научных исследований

В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.

Методология научного творчества

Для начинающих исследователей весьма важно иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо на первых порах овладения навыками научной работы большинство возникающих проблем носит именно методологический характер. Молодым ученым, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

Научное изучение как основная форма научной работы

Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления - осуществляется индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Проникнуть в сущность вещей возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассматривая его в процессе возникновения и развития, т. е. применяя исторический подход. Известно, что свежие научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Иногда позабытое старое возрождается и получает как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде. Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, «заглядывая» в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение - это обоснованное применение предвидения, хорошо продуманный расчет.

Сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Многие факты и открытия из-за того, что их значение было плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно из предшествующего изучения.

Научно изучать - вести поиск причинно-следственной связи между явлениями, фактами и событиями; не только смотреть, но и видеть большое в малом, замечать частности.

Акцентируя внимание на основных вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно за ними скрываются начала важных открытий.

Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого лежит замысел ученого, его идея. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержатся осознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности. Жизнь ставит задачи, но зачастую продуктивные идеи для их решения находятся не сразу. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект ее рассмотрения.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс. Хотя науке и известны случайные открытия, но только плановая, хорошо оснащенная современными средствами работа позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. Научное исследование - очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного «высокого накала» - работы «с огоньком». Если исследование выполняется равнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничего существенного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с подвигом. Как и подвиг, оно требует максимального напряжения энергии человека, его мыслей и действий.

Всякое научное исследование от творческого замысла до окон­чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые об­щие методологические подходы к его проведению, которые при­нято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это воз­можно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накоп­ленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь воз­рождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фан­тазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследо­вания. Но в то же время научное изучение - это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле - это значит быть научно объ­ективным. Нельзя отбрасывать факты и сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое приме­нение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя вни­мание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на пер­вый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что имен­но такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, по­казать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит за­мысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму от­ражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только от­ражен объект изучения, но и содержится сознание цели, пер­спективы познания и практического преобразования действи­тельности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего ми­ра и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать но­вый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, ко­торую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее "в лоб".

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно соверша­ется как плановый процесс научного исследования. Хотя в на­уке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование на­дежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные за­кономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продол­жения целевой и общеидейной обработки первоначального за­мысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намечен­ной схемы исследования.

Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результа­тов.

Обоснование актуальности выбранной темы - на­чальный этап любого исследования. В применении к диссер­тации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссер­тация, как уже указывалось, является квалификационной ра­ботой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться па понятии "проблема" более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее науч­ное знание оказывается недостаточным для решения новых за­дач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних те­оретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему - значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

Таким образом, если соискателю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью раз­витие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже доста­точно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зре­ния той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широ­ким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятель­ными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и деталь­но. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Актуальные научные решения, лежащие в основе диссерта­ционной работы, могут рассматриваться как заявки па изобре­тения и открытия, если они отличаются новизной и дают по­ложительный эффект.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяс­нить..., вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав диссертационной работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание дис­сертанта, именно предмет исследования определяет тему диссер­тационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели.

Описание процесса исследования - основная часть дис­сертационной работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап хода научного исследования - обсуж­дение его результатов, которое ведется на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной дис­сертационной работы.

Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание

Научное исследование - это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, oт диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

/. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности - научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, висследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между эти-ми двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализует-ся акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавании, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и. соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства.

Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования

Научная работа выполняется в виде реферата, курсового проекта, дипломного проекта, включающего наряду с другими разделами теоретическую (рекомендательную) часть и экономическое обоснование. Работа должна носить завершенный характер: иметь внутреннюю логику, содержать постановку и грамотное решение задач управления, оценку результативности и дальнейшие положения по их использованию. Научная работа должна основываться на собственных разработках автора, полученных им оригинальных решениях и рекомендациях.

Новыми решениями могут быть: диагностический анализ и вытекающие из него рекомендации, постановка задачи управления, математическая модель процесса, программные средства для решения управленческой задачи, разработка технологии управления, предложения по изменению структуры организации, новая организация производственного процесса, новая система мотивации или концепция управления производительностью, перестановка людей в соответствии с их интересами и особенностями и т.д. Все решения, выводы, результаты должны быть обоснованы путем логического анализа, расчетов, применением апробированных методик, расчетами потенциального эффекта.

Дипломный проект - самостоятельная творческая работа слушателя, необходимо придерживаться приведенной ниже структуры:

Титульный лист;

Основная текстовая часть;

Заключение;

Терминология;

Список использованной литературы;

Приложения.

Методология научного исследования - это наука о научных способах отражения и исследования каких-либо процессов, областей деятельности человека.

Методология - это наука о научном познании мира с помощью научного инструментария т.е методов исследования

Исследование это изучение какой-либо области или вопроса (задачи) с помощью подобранных приемов и методов исследования.

Метод - это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, а так же совокупность приемов или операций познания действительности.

Прием - это часть метода.

Приемы, как и методы, могут быть разнообразны, и от умения ими пользоваться зависит результат и успех исследования.

Метод отражает то или иное действие, способ, знание методов, а так же приемов, умение использовать их на практике определяет профессионализм.

Для выполнения исследования необходимо сначала выбрать его направление (например: управление в маркетинге; учетная политика)

В исследовании тема рассматривается как система.

Любая система характеризуется структурой.

Структура содержит элементы.

Система может быть сложной и простой.

Простая система может состоять только из элементов.

При формулировании темы система состоит из четырех элементов:

2) Сфера производства (деятельности) (например: строительное предприятие) т.е. указывается сфера промышленности;

3) Продукция производства (например: иногда продукция производства на сферу деятельности предприятия);

4) Экономические условия (например: в условиях внедрениях внедрения новейших информационных технологий).

Например, Тема: Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий.

Примеры в их развитии:

1. Управление предприятием «-»;

2. Эффективность управления предприятием «-»;

3. Эффективность управления строительным предприятием «-»;

4. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели «-»;

5. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий «+».

Варианты формулирования темы:

1. Эффективность управления строительным производством по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

2. Совершенствование управления производственным предприятием по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

3. Совершенствование управления производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

4. Совершенствование управления экономикой строительного производства по выпуску мебели в условиях использования инновационных технологий;

5. Эффективность управления инновациями в производстве мебели;

6. Основные направления повышения эффективности развития экономики производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

7. Пути совершенствования производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

8. Совершенствование экономики автотранспортного предприятия в условиях обновления технопарка;

9. Эффективность управления коммерческим банком в условиях валютного кризиса.

10.Совершенствование управления кредитным подразделением банка в условиях роста цен на недвижимость.

Структура исследования

Структура исследования раскрывается в введении (с третьей страницы - после содержания: главы и параграфы)

Структура введения состоит из 14-ти элементов, каждый начинается с красной строки:

1. Актуальность;

2. Теоретическое исследование;

3. Цель исследования;

4. Объект исследования;

5. Предмет исследования;

6. Гипотеза исследования (с условиями);

7. Задачи исследования (определяются условиями);

8. Методологическая основа исследования;

9. Методы исследования;

10. Противоречие; 11.Проблема;

13.Новизна исследования;

14.Практическая значимость;

Последовательность изложения этих элементов исследования нарушать нельзя (т.к. в ней заложена определенная логика рассуждений).

Структура:

1. Актуальность.

Раскрывается с помощью 3-4 аспектов:

Экономического;

Социально-экономического;

Социального;

Правового.

В зависимости от направленности исследования выбирается совокупность тех или иных аспектов. Тема выражает суть проблемы и направлена на ее решение. При формирование темы необходимо помнить, что работа должна быть выполнена на актуальную проблемную тему; выполнение которой и полученные результаты могли бы быть направлены на внедрение в практику. Профессионализм исследования определяется уже с первых строк выполненной работы. Актуальность должна быть изложена очень лаконично не более 1-1,5 страницы.

2. Теоретическое исследование.

Это анализ литературы, тех научных трудов, в которых изложены исследования авторов т.е. тех ученых, которые работали в направлении выбранного исследования курсовой работы. При выполнении теоретического исследования изучаются и уточняются знания в той или иной области, которые изложены, изучены авторами или рядом авторов в конкретных работах. Что бы выполнить исследование по выбранной теме, необходимо знать, что уже исследовано, какие выводы сделаны. В процессе проведения теоретического исследования автор может сделать некоторые обобщения, структурирование знаний. При проведении теоретического исследования обязательным является указание наименования работы и автора, выполнение сносок и ссылок. Не допускается плагиат (плагиат - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений). Текст в процессе анализа должен перерабатываться автором, выполняющим исследование. Необходимо тщательно проанализировать, обобщить, систематизировать, конкретизировать выбранную область знаний, выделив при этом самые главные и важные исследования с указанием авторов. Обязательно проанализировать современные исследования, проблемы, вопросы, изложенные в научных, научно-популярных изданиях, а так же журналах, газетах т.е необходимо владеть современной информацией.

Список литературы:

1. Нормативно-правовая;

2. Научная литература;

3. Профессиональная и специальная литература;

4. Научная и научно-популярная литература, периодические издания...;

5. Профессиональные словари;

6. Словари синонимов (помогают уточнить профессиональный термин, придать ему определенную окраску или направление);

7. Толковый словарь русского языка;

8. Энциклопедии;

9. Интернет-ресурсы.

3. Цель исследования.

Цель исследования всегда конкретна, цель всегда одна. Цель направлена на выявление и раскрытие практических задач на основе теоретических знаний. В цели формулируется выявление самого важного, главного, с помощью чего можно добиться совершенствование, повышение эффективности (необходимо указать сферу производства, продукцию и экономические условия производства). Она может быть как узконаправленной, так и более широкой. Цель является одной из важнейших задач исследования. Ключевые слова для формулирования цели: определить, выявить, найти, поиск, разработать. Если используется термин «разработка», то обязательно нужно указать для чего именно нужна разработка. Это могут быть эффективные методы, методики, условия, факторы, особенности, механизмы. Генезис (происхождение) цели - из темы, актуальности, проблемы и принципа целеполагания (можно полагать цель, устанавливать самостоятельно на основе темы, актуальности, теоретического исследования).

Например: Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления производством…

4. Объект исследования.

Это направленность исследования (1-й элемент темы). Объектом, как правило, являются деятельность фирмы, предприятия или система деятельности (система менеджмента, маркетинга). Виды деятельности, которые осуществляет предприятие:

Экономическая;

Финансово-экономическая;

Финансовая;

Финансово-хозяйственная;

Хозяйственная;

Управленческая;

Маркетинговая;

Благотворительная, образовательная, общественная, политическая и т.д.

Если в объекте рассматривается система, то обязательно должна быть раскрыта структура ее функционирования.

Любая система характеризуется структурой и элементами, а поэтому когда объектом является система, то необходимо рассмотреть и определить функциональность этой структуры, полноту, недостаточность, связи и взаимосвязи, с целью повышения эффективности этой системы.

5. Предмет исследования.

Это сторона объекта исследования или его часть, т.е. когда мы рассматриваем (исследуем) какой-либо вид деятельности предприятия, то в предмете исследуется процесс деятельности или какая-то часть этой деятельности. Предметом исследования могут быть как условия развития, организационный механизм. Предметом исследования может быть процесс деятельности, может рассматриваться часть процесса деятельности.(например, технология – последовательный процесс изготовления (создания, развития, управления) чего-либо. Если объект – это деятельность, то предметом может выступать процесс этой деятельности (например, стройка – объект, чем строят - предмет). Если тема – система, то объектом исследования является система управления , а предметом исследования является процесс разработки, определение элементов этой системы (структуры и содержание). Это же относится и к системе.

6. Гипотеза исследования.

Это теоретическая форма открытия истины, научное предположение. Оно (предположение) включает в себя и указывает условия и пути повышения эффективности той или иной деятельности. Гипотеза формируется из темы, далее формируются условия гипотезы. В гипотезе должен быть сформирован предполагаемый результат работы, то, что установлено данным исследованием, что будет доказано данной работой. Когда профессионально формулируется гипотеза, то это означает обязательное наличие в гипотезе условий (положений) т.е тех экономических, социально-экономических, правовых... условий с помощью выполнения и решения которых будет достигнута цель исследования. Условия гипотезы связаны с теми аспектами, которые раскрываются в «Актуальности». Формулирование гипотезы начинается следующим образом:

Например: Рабочей гипотезой данного исследования является следующее предположение. Эффективность управления производством строительных материалов в условиях повышения качества продукции будет достигаться, если:

- у процессе управления учитываются проблемы производства строительных материалов(указать какие проблемы);

- процесс управления организуется в условиях применения современных методов организации труда (указать методы);

- применяются экологически чистые материалы (указать какие);

-организация труда осуществляется на основе требований НОТ (научная организация труда) (указать какие).

Условий гипотезы может быть, 2-е, 3-и, 4-е (по количеству). Ключевые слова: применение…, осуществление…, использование …, внедрение…., введение…

7. Задачи исследования.

Вытекают и формулируются из гипотезы, а конкретно из условий гипотезы, в той же последовательности. Ключевые слова:

Определить;

Выявить;

Установить;

Разработать;

Уточнить (теоретическую базу, основу. Если будут изменения в теоретической базе);

Проанализировать (для чего? Эта задача бывает редко).

Например: Из гипотезы вытекают задачи исследования:

1. Определить содержание производственного процесса, основанного на применении передовой техники и технологии

2. Выявить проблемы производства строительных материалов.

3. Установить современные методы организации труда.

4. Установить перечень применяемых экологически чистых материалов;

5. Установить условия научной организации труда.

8. Методологическая основа исследования

Это экономические теории, подходы, аспекты, принципы, положения. Когда определены задачи исследования, формируется методологическая основа исследования: это теоретические положения, концепции, решения. Они являются основополагающими для проведения исследования по конкретной теме, при этом обязательно дается формулировка теории с указанием автора или авторов. Умение сформулировать методологическую основу исследования определяет уровень профессионализма. Именно от заложенной в основу исследования теории или подхода (грамотно, профессионально) зависит успех выполнения исследования, т.к. это связано в свою очередь с выдвигаемыми условиями гипотезы, а значит и задачами.

9. Методы исследования.

Это научный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.

Методы подразделяются на:

Общенаучные;

Профессиональные, специальные.

Общенаучные:

Анализ и синтез;

Дедуктивный;

Индуктивный....

Обобщение;

Сравнение;

Конкретизация;

Систематизация;

Объяснение;

Демонстрация;

Эксперимент

Прием - часть метода:

Наблюдение;

Статистическая обработка данных;

Хронометраж;

Профессиональные и специальные методы связаны с изучением профессиональных и специальных дисциплин. Их необходимо знать для проведения исследований, так как любой метод означает действие.

Специальные:

Методы изучения документов

Методы социологических исследований управления

Метод экспериментирования «Деловая игра»

Метод тестирования

Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления

Метод исследования взаимодействия факторов

Профессиональные:

Экономический эксперимент;

Метод экономического анализа;

Метод ФИФО...

С метода исследования начинается «красная строка», т.к метод означает действие, а значит это действие при изложении необходимо объяснять и описывать. Именно использование методов исследования позволяет на основании анализа и обобщения литературы и чужого опыта сделать авторской (пример: анализ работы автора подтверждает утверждение « » ).

10. Противоречия.

Это несоответствие теории практике функционирования изучаемого объекта. Противоречие определяется на основе анализа теории и анализа практики, опыта функционирования в той или иной деятельности.

11. Проблема.

Проблема формируется из противоречия. Определяет более узкий круг профессионально исследуемых вопросов по теме. Проблема - это профессиональный круг рассматриваемых вопросов, позволяющий более детально решать конкретные задачи. Проблема заключается в поиске оптимальных условий, методов, механизма для совершенствования. Проблема определяет выбор темы и позволяет и позволяет ее конкретно сформулировать, то есть всеми предыдущими рассуждениями обосновывается и доказывается верность и актуальность выбора темы исследования.

12.Тема.

Тема вытекает (определяется проблемой) из проблемы (то есть мы ее – тему доказали). Это конкретизированная формулировка предварительного исследования вопросов, определенных проблемой, т.е тема формулируется из проблемы, уточняется, подтверждается. При выборе темы следует руководствоваться актуальностью проблемы, наличием специальной научной литературы, возможностью получения конкретных статистических и практических данных, что подтверждается заказом на разработку с производства.

13.Новизна исследования.

Новизна исследования заключается в обосновании результатов исследования с объяснением условий гипотезы, т.е доказательством выдвинутых условий, путей повышения эффективности.

13.Практическая значимость - это ответ на научно поставленные задачи исследования, а также формулировании выводов, предложений, рекомендаций. В практической значимости анализируются и обобщаются результаты; даются конкретные практические рекомендации.

Например: Эффективность управления маркетингом на строительном производстве по выпуску мебели в условиях внедрения новейших технологий.

Введение………………….…………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы управления маркетингом

1.1 Сущность и принципы управления маркетингом.........................

1.2 Методы управления маркетингом на предприятии........................

1.3 Практика (опыт) эффективного управления маркетингом на предприятиях по производству мебели...........................................

Глава II. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в управлении строительным производством по производству мебели.

2.2 Особенности маркетинговой деятельности в производстве мебели на современном рынке сбыта................................................................

2.3 Экономические факторы, влияющие на эффективность маркетинга в производстве и сбыте мебельной продукции...................................

2.4 Методы совершенствования управления маркетингом производственного предприятия по выпуску мебели......................................................

Заключение...................................................................................

Терминология.................................................................................................

Список литературы..........................................................................................

Приложения....................................................................................................

В разделах следует придерживаться следующей структуры.

Во "Введении" следует обосновать актуальность темы для данного предприятия, теоретическое исследование (с указанием имен авторов и литературы), цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы, противоречие, проблемность, тема, новизна, практическую значимость.

В основной текстовой части должны быть указаны как минимум три части: теоретико-методологическая, описание предприятия и поиск в нем положений менеджмента, нуждающихся в теоретико-практическом применении. Во второй главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме), и в третьей главе должно быть обоснование практической, информационной, компьютерной базы исследования данной проблемы и необходимости ее дальнейшего исследования. В этой главе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии. Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

В "Заключении" должны быть основные выводы, предложения, рекомендации по каждой главе и их практическое применение.

Методы организации научной работы

Знание методики и методологии организации научной работы дает возможность:

правильно составить план научной работы (курсовой работы, дипломной и т.п.).

правильно построить все части научной работы, чтобы все части служили обоснованию результата:

выбрать тему;

сформулировать цель (задачу);

оптимально написать "Введение";

рассредоточить материал по разделам (главам, параграфам и т.п.) и дать им заглавия;

сделать заключение, т.е. подвести итоги обоснования результата.

Для методологии науки целесообразно рассмотрение научной работы как частного случая вопросно-ответного мышления:

заглавие всей работы представляется как основной вопрос научной работы;

заглавия разделов работы - как вспомогательные вопросы;

распределение материала всей работы на подразделы означает сведение вопроса к вспомогательным вопросам;

ограничение сведения подразделами низшего уровня является достижением в сведении вопросов, являющихся правильными вспомогательными вопросами;

основной результат рассматривается как ответ на основной вопрос;

вспомогательные результаты - как ответы на вспомогательные вопросы;

обоснование результатов - как обоснование ответов на основе принятых предпосылок и ответов на вопросы более низкого уровня.

Организация научной работы состоит в правильном (удовлетворяющем обоснование результата) разбиении ее на части и установлении такого построения этих частей и их взаимосвязи, чтобы достигалась основная методологическая задача - обоснование основного результата научной работы. Частями научной работы являются:

название темы;

постановка цели (задачи);

введение;

заключение.

Основное методологическое правило организации научной работы: все части должны быть так связаны между собой, чтобы каждая из них прямо или опосредованно детерминировалась основным результатом и отвечала задаче его обоснования. Короче говоря, результат определяет специфику каждой из частей научной работы. Поэтому без знания результата бессмысленно пытаться оценить качество какой-либо из этих частей, судить о ее приемлемости или неприемлемости.

Таким образом, научная работа в методологическом аспекте - это интеррогативная система, все части которой и их соотношения выразимы в терминах интеррогативного язык, например, таких как термин, вопрос, основной и вспомогательный вопрос, корректный вопрос, ответ, редукция (сведение) вопроса, дедукция (выведение) ответа .

Методологические требования к результату научной работы :

Результат должен быть конкретным суждением.

Это, во-первых, означает, что результат должен быть утвердительным предложением, в котором что-то и о чем-то должно утверждаться. Значит, надо четко представить, о чем идет речь, и что об этом объекте утверждается. Ясно, что в таком случае основные термины утверждения должны быть явно и ясно определены. Результат не может быть выражен словосочетанием или вопросительным предложением. Однако именно такая ошибка допускается.

Например, выражение "причинность в объективной действительности" не может считаться результатом, ибо в нем ничто и ни о чем не утверждается. Это словосочетание. Оно может выражать вопрос, если выполняет функцию заглавия, но не может выражать результат. Результатом в этом случае может быть выражение типа "причинностью в объективной действительности является то-то и то-то". Это уже утверждение, которое может быть истинным или ложным.

Истинность результата должна быть обоснованной . Основная задача научной работы и состоит в обосновании истинности результата исследования.

В курсовых, дипломных работах, научных статьях и монографиях должна быть показана новизна и актуальность результата.

А. Методологические требования к заглавию

Как мы уже говорили, заглавие научной работы - это ее основной вопрос. Заглавия разделов работы - вспомогательные вопросы. Низший уровень заглавий, полученных сведением основного вопроса работы - вспомогательные корректные вопросы. Основная методологическая проблема заглавия - как методологически правильно его сформулировать.

При решении этой проблемы следует руководствоваться следующим методологическим требованием: заглавие должно выражать (словосочетанием или предложением какой-либо грамматической категории) вопрос, ответом на который должен быть основной результат научной работы. Отсюда следует, что заглавие должно существенно определяться основным результатом. При этом могут учитываться и другие (несущественные, но желательные) дополнительные требования: краткость, употребление возможно более понятных терминов, правильная стилистика и т.п.

Ради краткости написания заглавий выработался даже специальный язык заглавий. При написании заглавия мы как бы переводим выражения обычного языка на язык заглавий. Никаких строгих предписаний здесь нет, но все-таки определенными стандартами ("штампами") следует руководствоваться. Один пример мы уже приводили: там, где надо выразить взаимосвязь, пишем слово "и ". Другой пример: там, где надо выразить необходимые условия для возникновения или существования явления, пишется слово "значение". Правда, иногда авторы употребляют слово " значение " не вместо слова "необходимые условия", а вместо "произвольные условия". Это дезориентирует реципиента, работа теряет научный смысл. Что-то для чего-то всегда имеет хоть какое-то значение, хотя бы и самое несущественное, чему научная работа не может быть посвящена.

Чтобы заглавие адекватно выражало основной вопрос, необходимо, чтобы в нем достаточно ясно было распознаваемо ключевое слово вопроса. Для этого данное слово надо стараться поставить в заглавии на первое место. Поясним сказанное на следующем примере:

Пусть основным результатом исследования в области гносеологии науки является тезис о том, что принципы относительности и плюрализма истинности в познании необходимы для решения методологических проблем соизмеримости теорий, истинности несовместимых теорий, обоснования и применимости теорий и т.п. Об этом мы будем рассуждать в главе III .

На основе полученного результата можно так сформулировать основной вопрос работы: "Какова необходимость применения гносеологических принципов для решения указанных методологических проблем научного познания?"

На базе этого вопроса, учитывая дополнительные требования, можно дать следующее заглавие нашей работе "Значение теории познания для методологии науки". Ясно, что некоторой информацией, содержащейся в вопросе, мы пренебрегли во имя краткости и правильной стилистики заглавия. Однако эти потери можно восстановить при формулировании цели работы.

Б. Методологические требования к постановке цели научной работы

Постановка цели (задачи) научной работы является конкретизацией основного вопроса этой работы, обязанной дать представление реципиенту о конкретных проблемах, которые будут решены для получения основного результата (ответа на основной вопрос).

Например, цель работы "Значение теории познания для методологии науки" можно сформулировать так: показать

а) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблем существования логических отношений теорий и проблемы их поаспектного сравнения;

б) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблемы области применимости теории и т.д.

Таким образом, постановка цели дает реципиенту более конкретное, чем заглавие, представление о том, в чем будут состоять конкретные результаты работы, которые в общем виде очерчены заглавием. Поэтомуметод постановки цели состоит в сведении основного вопроса, выраженного заглавием, к наиболее общим корректным вспомогательным вопросам работы. В результате постановка цели восстанавливает потерянную при формулировке заглавия информацию и даже добавляет новую, более конкретизирующую основной результат работы.

При постановке цели следует:

Избегать подмены цели научной работы, которая является целью получения результатов, целью исследования . Целями исследования могут быть цели, не реализованные, не приведшие к результатам. Могут быть цели, хотя и приведшие к результатам, но результатам, не имеющим значения и т.д. Конечно, в процессе исследования автор может ставить разные цели, но они могут быть весьма далеки от цели научной работы как результата этого исследования. Поэтому при постановке цели научной работы нельзя писать: цель работы состоит в том, чтобы исследовать то-то и то-то. Не исследовать, а обосновывать конкретные результаты, которые должны быть явно перечислены.

Избегать подмены цели работы другими целями, связанными с этой работой, например, целью применения ее результатов . Цель работы состоит в обосновании определенных результатов. Где и как эти результаты могут быть применены - это уже другой вопрос. Если автор в работе ставит целью применение некоторых результатов, то тогда необходимо менять и заглавие, и содержание работы, предназначенной для получения этих результатов, и снова не подменять цель этой новой работы другими целями.

В. Методологические требования к содержанию научной работы

Содержание научной работы представляет обоснование ответа на основной вопрос. Это обоснование складывается из предварительных условий обоснования (введение), основного содержания обоснования (основное содержание научной работы) и подытоживающего итога обоснования (заключение работы). Рассмотрим методологические требования применительно к каждой из этих частей научной работы.

В1. Методологические требования к введению в научную работу

Введение в научную работу есть изложение основных для всей работы определений терминов и основных условий и ограничений, принимаемых при постановке основного вопроса и обосновании основного результата. Основное методологическое требование к введению состоит в том, чтобы основные понятия были выбраны соответственно поставленной в работе задачи, а ограничения были адекватны области, в которой результаты могут претендовать на истинность.

Например, во введении в данную работу мы определили, прежде всего, термин "методология" в смысле практической методологии, ибо именно в этом своем значении он нам необходим на протяжении всей работы. В других работах термин "методология" употребляется в иных смыслах (частнонаучная методология, чисто теоретическая методология, даже метаметодология). Так как основным результатом данной работы являются методы решения проблем общей практической методологии, то мы сразу же оговорили именно эту область применимости излагаемых методов. На другие области мы не претендуем. Если же где-то помимо указанной области эти методы применимы, то тем лучше.

Как мы говорили, каждый раздел научной работы есть тоже научная работа. Поэтому кроме введения ко всей работе должны быть введения и к разделам научной работы, допустим, к главам, параграфам, пунктам. Но, как правило, такие введения в самостоятельные разделы не выделяются и состоят просто из определений понятий, необходимых для данного раздела.

Оговариваемые во введении условия могут касаться места и времени рассмотрения объекта исследования, аспекта, в котором этот объект существенен, предпосылок (в том числе и идеализаций) его рассмотрения и т.п.

Во введении можно указать и результаты предшественников, в основном для сравнения с результатами, которые автор данного сочинения считает им полученными и превосходящими результаты своих коллег. Это подчеркивает новизну результатов научной работы самого автора.

Имеются различные основания классификации научных иссле- дований:(рис. 4.9).

Рис. 4.9.

Имеются несколько основных типов научных исследований по целевому назначению:

  • - фундаментальные,
  • - прикладные,
  • - разработки.

Основные направления фундаментальных исследований:

  • - разработка и развитие теоретических концепций науки,
  • - развитие научного статуса,
  • - развитие истории и методологии науки,
  • - получение принципиально новых знаний,
  • - дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний.

Резюмируя, укажем на, т.е. призваны разрешать на то, что фундаментальные исследования направлены на решение задач стратегического характера.

Основными признаками фундаментальных исследований являются:

  • теоретическая актуальность. Выявлены закономерности, принципы или факты, имеющие принципиально важное значение,
  • концептуальность и историзм,
  • осуществлён критический анализ научно несостоятельных положений,
  • использованы методики, являющиеся адекватными природе познаваемых объектов объективной действительности,
  • имеется новизна и научная достоверность полученных результатов.

Как правило, результаты фундаментальных исследований не находят прямого выхода в практику. Их задача - обогащение теории и методологии самой науки.

Практические задачи или теоретические вопросы практической направленности решают прикладные исследования:

  • - прикладные исследования связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.;
  • - прикладные исследования, как правило, являются логическим продолжением фундаментальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный характер;
  • - прикладные исследования решают оперативные задачи. Таким образом, они опираются на фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, а также помогают определить наиболее рациональную методику исследования;
  • - прикладные исследования предоставляют ценный материал для фундаментальных исследований;
  • - прикладные исследования имеют практическую ориентацию (направленность) и отчётливое целевое назначение;
  • - получение ожидаемых результатов от прикладных исследований имеет большую вероятность (80-90%).

Прикладные исследования характеризуются следующими признаками:

  • они приближены к актуальным запросам практики,
  • их характеризует сравнительная ограниченность выборки исследования,
  • они оперативны в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - это использование результатов прикладных исследований:

  • - для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства (деятельности);
  • - для усовершенствования существующей техники и технологии;
  • - для непосредственного обслуживания практики.

Разработки опираются на прикладные исследования и передовой

опыт; результаты и продукты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства. Отличительные черты разработок:

  • ? целеустремленность,
  • ? конкретность,
  • ? определенность
  • ? (сравнительно) небольшой объем.

Различаются следующие источники финансирования научных исследований:

  • - бюджетные. Работы, финансируемые из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов РФ;
  • - хоздоговорные. Работы, финансируемые организациями- заказниками по хозяйственным договорам;
  • - нефинансируемые. Работы, выполняемые по инициативе учёного, индивидуальному плану преподавателя.

Различаются следующие сроки проведения научных исследований:

  • 1) долгосрочные;
  • 2) краткосрочные;
  • 3) экспресс-исследования.

Различаются следующие виды исследований по характеру решаемых задач:

  • - обзорно-аналитические,
  • - обзорно-критические,
  • - теоретические,
  • - методические,
  • - описательно-эмпирические,
  • - объяснительно-эмпирические,
  • - экспериментальные.

Обзорно-аналитическое изучение (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ. Данное изучение является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования. К данному виду исследования обычно предъявляются следующие основные требования".

  • - соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;
  • - полнота списка изученной литературы;
  • - глубина проработки литературных источников;
  • - систематичность изложения имеющихся данных;
  • - краткость и точность формулировки выводов;
  • - грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется в виде реферата, статьи, параграфа или главы курсовой или магистерской работы.

Обзорно-критическое изучение (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования. К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования".

  • - аргументированность критики;
  • - непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются в виде реферата, статьи, параграфа или отдельной главы курсовой или магистерской работы.

Теоретическое изучение (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу), то проводится теоретическое изучение. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое изучение может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей туристской объективной действительности разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое изучение обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической части дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :

  • - обоснованность выбора темы исследования (общественная, теоретическая и практическая значимость);
  • - четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);
  • - точность определения используемых понятий;
  • - логичность и смысловая стройность работы;
  • - оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного решения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

Методическое изучение (МИ). Методическое изучение проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую методику. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна:

  • 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам;
  • 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности;
  • 3) содержать описание цели и методики ее использования в практике, технологию обработки и интерпретации получаемых с ее помощью данных.

Если создается методика деятельности, то:

  • 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование;
  • 2) дано подробное описание того, как с помощью этой методики осуществляется деятельность;
  • 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа магистерской работы.

Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое изучение, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое изучение может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной объективной действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в практике туристской деятельности.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно- следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :

  • - адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;
  • - адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;
  • - правильный подбор методов обработки результатов исследования;
  • - краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, параграфа или его отдельной части курсовой или магистерской работы.

Экспериментальное изучение (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное изучение, которое, во- первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования".

  • - непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
  • - обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;
  • - характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;
  • - четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое изучение не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (исследователь, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной объективной действительности (создает искусственную ситуацию), то такое изучение становится экспериментальным.