Нагрузка в школе и гимназии. Максимальное количество уроков в школе. Общая ежедневная нагрузка в течение дня

Пред-шко-ла Классы 20,5 Занятия, факультативы, курсы по выбору (в старших классах профи-лирующие предметы прикладные курсы) 1,5 - Индивидуальные и груп-повые консультации, занятия активно-двига-тельного характера -

Учебная неделя может быть 5-дневная и 6-дневная. Пятидневная неделя более утомительна, так как выполнение учебного плана планируется на более короткий срок, чем при 6-дневной неделе. Кроме того, с целью предотвращения увеличения числа уроков сокращаются, как правило, часы на физкультуру и предметы эстетического воспитания, что, не обеспечивая должного отдыха между уроками с трудными предметами, резко усиливает нагрузку на детей. Двухдневный перерыв между учебными неделями приводит также к нарушению динамического стереотипа у детей и значительному удлинению периода врабатывания в начале следующей недели. В связи с этим в общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов не допускается введение 5-дневной недели. Нежелательно также ее использование в начальной школе.

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов утра, а при обучении 6-летних детей – не ранее 9 часов. Более раннее начало, не соответствуя биоритмологическому оптимуму организма, препятствует эффективному процессу обучения и быстро приводит к развитию утомления. В общеобразовательных организациях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов углубленного обучения должны обучаться в первую смену.

Оптимальная продолжительность урока в школах для учащихся средних и старших классов составляет 45 минут. Для первоклассников такая продолжительность утомительна вследствие чрезмерной статической нагрузки при сиденье. Кроме того, способность к активному вниманию поддерживается лишь в течение 30-35 минут, после чего работоспособность резко снижается. В связи с этим в первых классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируется три урока 35 - минутной продолжительности; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки - по 45 минут. Спаренные урокинедопускаются, за исключением уроков трудовогообучения. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.



Количество уроков как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделях не должно превышать пяти уроков в день в начальной школе и шести - в основной школе. При составлении школьного расписания должна учитываться динамика работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели . Днями с наиболее низкой работоспособностью являются понедельник и пятница: в понедельник происходит только лишь врабатывание в учебную деятельность, а в пятницу утомление, появившееся в предшествующие дни недели, становится наиболее выраженным. В субботу обычно наблюдается некоторый подъем работоспособности («конечный порыв»), обусловленный положительными эмоциями вследствие предвкушения предстоящего отдыха. Наиболее работоспособными являются вторник и среда, в четверг появляются первые признаки утомления. Высокопродуктивные дни должны быть загружены более чем остальные, трудными и утомительными предметами, тогда как в понедельник и пятницу целесообразно изучать менее трудные дисциплины. Не рекомендуется в эти дни проводить контрольные работы, а также давать чрезмерно сложный и большой объем материала. Трудность предметов определяется по специальным шкалам (шкалы Агаркова В.И.,1986 и Сивкова И.Г., 1975, табл.9.9., 9.10.), в баллах. Обычно к наиболее трудным предметам для старших классов, относят математику, языки, физику, химию, для младших классов – математику, языки, природоведение, литературу. Однако показано, что не менее выраженное утомляющее действие оказывают предметы, которые учащиеся только начинают изучать. Например, в начальной школе это- чтение, история, природоведение, в средних классах – информатика, география и история, в старших классах – литература, география, профильные дисциплины.

Таблица 9.9 Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И.,1986) Таблица 9.10 Шкала трудности предметов для старших щкольников (Сивков И.Г., 1975)
Предмет Балл Предмет Балл
Математика Математика, русский язык (национальная школа)
Русский (национальный) язык Иностранный язык
Природоведение Физика, химия
Русская (национальная) литература История
История Естествознание, география
Рисование и музыка Физическая культура
Труд Труд
Физическая культура Черчение
Рисование
Пение

Если графически отобразить сумму баллов по предметам в каждый из дней недели, то при правильно построенном расписании в кривой выделяются два подъема – в среду и пятницу, или один подъем – в среду или четверг (рис.9.2).

Нерациональным считается расписание, в котором нагрузка равномерно распределена по дням недели, или же преобладает в понедельник и субботу.

Предупреждения утомления нужно добиваться не только путем рационального распределения нагрузки и трудных предметов в течение недели, но и в каждый из дней недели. Наиболее трудные предметы нужно давать в период стабильно высокой работоспособности – на втором или третьем уроках, предметы средней трудности или же предметы, при изучении которых нагружается вторая сигнальная система (русский язык, литература, география и др.) – в начале учебного дня. Занятия физкультурой, трудом, пением, рисованием рекомендуется проводить на 3-4 часу, когда появляются первые признаки утомления. Реализация потребности в двигательной активности, а также переключение с умственной деятельности на физическую способствуют активному отдыху школьников на этих занятиях. Отрицательное действие на работоспособность учащихся оказывают сдвоенные уроки и сочетание двух или трех трудных предметов подряд.


Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначе­ния (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Урок, так же как и учебная неделя и день недели должен строиться в соответствии с кривой работоспособности: максимальную нагрузку дают к середине занятия, снижая ее к концу урока.

С целью повышения работоспособности, интереса к предмету, лучшего усвоения новой информации, снижения монотонности урока в учебном процессе достаточно активно применяют технические средства обучения (ТСО): видео- и кинофильмы, звукозаписи, компьютерные технологии. Однако урок не должен быть загружен ТСО, так как их использование увеличивает нагрузку на центральную нервную систему, зрительный и слуховой анализаторы. В связи с этим количество уроков с применением ТСО в течение недели не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6. На уроках чтения использование звуковых технических средств допустимо только в качестве наглядных звуковых пособий.

Компьютерные технологии разрешается применять в обучении со второго класса. Длительность работы на компьютере на уроках письма во втором классе должна быть не более 20 минут, в третьем классе - не более 26 минут; на уроках математики во втором классе - не более 15 минут, в третьем - не более 20 минут.

Обязательным компонентом в структуре учебного дня являются перемены , позволяющие снять напряжение и предупредить утомление активным отдыхом. Перемены должны быть после каждого урока. Продолжительность их должна быть не менее 10 минут, а большой перемены, устраиваемой обычно после 2 урока, – 30 минут. Возможно также проведение двух 20-минутных больших перемен вместо одной 30-минутной. Наиболее эффективное воздействие на организм учащегося оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе в подвижных играх.

В режиме дня школьников, в отличие от дошкольников, появляется новый компонент – домашние занятия , продолжительность которых возрастает с 1-2 часов в младших классах до 4 часов и более - в старших. Большой объем и сложность материала, задаваемого для изучения самостоятельно, неумение рационально организовать работу, затруднения в понимании темы приводят к значительному увеличению затрат времени на выполнение домашних занятий за счет резкого сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе, и, как следствие, - к снижению активной двигательной деятельности и сопротивляемости организма. Для предупреждения негативных проявлений чрезмерной нагрузки домашними занятиями необходимо соблюдать допустимую их продолжительность (табл.9.7), а также выработать определенный стереотип выполнения. Нельзя приступать к занятиям сразу же после школы и приема пищи. 1,5-2 часа до занятий нужно использовать вначале для подвижных игр, а затем, в завершение отдыха - для спокойных прогулок на свежем воздухе. Приготовление уроков целесообразно начинать в одно и то же время и через каждые 40-45 минут делать короткие перерывы. Если выполнение занятий требует 2-3 и более часов, оптимальным является более длительный перерыв с пребыванием на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе – один из необходимых компонентов режима дня школьников, роль которого обусловлена его мощным оздоровительным, развивающим и закаливающим действием. Продолжительность его должна быть не менее 3-3,5 часов у младших школьников и 2-2,5 часов – у старших.

Благоприятное действие на организм оказывает отдых по собственному выбору в свободное от занятий время. Внеучебная деятельность разнообразна: участие в кружках, занятия музыкой, лепкой, хореографией, спортом, чтение книг, просмотр телепередач, игра на компьютере, посещение концертов, общественно-полезный труд, помощь на дому и т.д. Эта форма отдыха, при которой отсутствует элемент принуждения, формируются положительные эмоции, возникает чувство удовлетворения от выполненной работы, уверенность в себе, развиваются способности детей и др. Однако занятия по собственному выбору не могут быть неограниченными во времени и по степени нагрузки, превышение допустимых пределов, как правило, приводит к развитию выраженного утомления и нередко - серьезной патологии. Особенно это касается многочасового пребывания перед телевизором и глобального увлечения компьютером, приобретающего черты компьютеромании.

Занятия по собственному выбору не должны реализовываться за счет сокращения времени активного отдыха и сна. Продолжительность ночного сна у младших школьников должна быть не менее 10 часов, у учащихся средних классов - не менее 9 часов, а у старшеклассников – 8-8,5 часов. При этом у 6-летних школьников обязателен 1-часовой дневной сон. Дневной сон рекомендуется и 7-летним детям, а также учащимся различного возраста в периоды повышенных учебных нагрузок.

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения № 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный № 19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный № 22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный № 31751) (приложение).

А.Ю. Попова

Приложение

Изменения № 3
в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81)

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях».

2. По всему тексту санитарных правил:

Слова «образовательный процесс» заменить словами «образовательная деятельность»;

Слова «I ступени» заменить словами «начального общего образования»;

Слова «II ступени» заменить словами «основного общего образования»;

Слова «III ступени» заменить словами «среднего общего образования»;

Слова «образовательное учреждение» заменить словами «организация, осуществляющая образовательную деятельность» в соответствующем падеже.

3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».

4. Пункт 3.13. исключить.

5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.».

6. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: «Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.».

7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

«При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.» .

8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

«Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.».

9. В абзаце пятом пункта 4.25 слова «дезинфицирующими средствами» заменить на слова «дезинфекционными средствами».

10. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: «Допускается использование одноразовых сидений на унитаз».

11. В пункте 4.28. во втором предложении слова «при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.» заменить на слова «при условии соблюдения кратности воздухообмена».

12. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после «иметь темно-зеленый» дополнить словами «или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.».

13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.»

14. Главу V «Требования к помещениям и оборудованию» дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного - не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.».

15. Абзац первый пункта 6.2. после слов «спортивного зала - 20 - 22°С» дополнить словами «душевых - 24 - 25°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 - 21°С».

16. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова «во вновь строящихся и реконструируемых».

17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

«В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.».

18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.».

19. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более при 5-ти дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
1 - 21 10
2 - 4 26 23 10
5 32 29 10
6 33 30 10
7 35 32 10
8 - 9 36 33 10
10 - 11 37 34 10
Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.».

20. В абзаце первом пункта 10.6 слова «максимальной допустимой нагрузки» заменить на слова «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки».

21. В абзаце втором пункта 10.6. исключить слова: «и 1 раз в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры».

22. В абзаце третьем пункта 10.6. исключить слова: «и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе».

23. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

Для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

Для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.»

24. Абзац третий пункта 10.8. дополнить предложением следующего содержания: «Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне)».

25. Пункт 10.10. изложить в редакции:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

Полдника и прогулок для всех учащихся;

Полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения».

26. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

«Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения».

27. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения».

28. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

«Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

29. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

«Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года».

_____________________________

* СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный № 12085).

Обзор документа

Скорректированы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлено, что на территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закреплено, что при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются только в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

При гардеробных теперь должны предусматриваться скамейки.

Установлены требования к малокомплектным общеобразовательным организациям.

До внесения изменений предусматривалось, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Теперь количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в т. ч. удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Пересмотрены гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Закреплено, что для первоклассников общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры, для 2-4 классов - 5 уроков и раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры, для 5-7 классов - 7 уроков, для 8-11 классов - 8 уроков.

Поправками допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Определена продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках. Для 1-2 классов это не более 20 минут, для 3-4 классов - не более 25 минут, для 5-6 классов - не более 30 минут, для 7-11 классов - 35 минут.

Установлено, что должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже раза в 2 года.

Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Школьные факторы риска - условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и так далее - негативно влияют на здоровье школьников. Специалисты связывают с этими факторами от 20 до 40% влияний.

Институт возрастной физиологии РАО принимал участие в разработке методики и осуществлении психофизиологического сопровождения эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, и с октября 2001 г. по май 2004 г. провел мониторинговое исследование. Результаты, полученные из почти 2500 школ (из них городских школ около 70%) 56 субъектов РФ, были обработаны и проанализированы. Анализ касался режима дня и общей учебной нагрузки учащихся 1-2-х и 10-11-х классов (более 100 тысяч учащихся).

Режим дня считается рациональным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создает условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребенка.

Одни из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса, его адекватность и эффективность, - показатели режима дня, общей и учебной нагрузки учащихся. Анализ этих показателей мы проводили на основании специально разработанных анкет для учащихся и их родителей.

При анализе режима дня школьника учитывались следующие основные компоненты:

учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе;

приготовление уроков дома;

отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

регулярное и достаточное питание;

гигиенически полноценный сон.

Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).

Параметры режима дня школьника, которые более других показателей могут быть подвержены коррекции, оказались сопряжены с широким перечнем показателей состояния здоровья. Среди детей, выполняющих возрастные нормативы продолжительности пребывания на открытом воздухе, ночного сна, было выявлено меньшее число часто болеющих детей, а также детей, имеющих сниженную массу тела, низкие показатели динамометрии, морфофункциональные отклонения и хронические заболевания дыхательной, пищеварительной систем, нервно-психические расстройства, жалобы респираторного генеза. Среди данного контингента доля детей с нормальным физическим развитием оказалась больше. (См. таблицу.)

Полученные в результате мониторинга данные о внешкольной деятельности учащихся 1-х классов дают довольно интересную картину. Такой анализ позволяет четко выделить факторы риска, способные оказать отрицательное влияние на рост, развитие и состояние здоровья школьников, к которым следует отнести большой объем домашних заданий, значительную долю занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение и так далее), недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе. Значительное число школьников (почти 70%) имеют суммарную статическую нагрузку от 4 до 6 часов и больше. Фактически это свидетельствует о выраженной гипокинезии большинства первоклассников.

Анализируя внешкольный режим старшеклассников, мы также выявили нарушения всех режимных моментов. Суммарная внешкольная статическая нагрузка старшеклассников составляет более 5 часов, а у 17% - более 7 часов. Если приплюсовать школьную нагрузку (6-7 уроков), то у всех старшеклассников можно отметить выраженную гипокинезию.

Проведенный анализ показателей сна, самоподготовки и прогулки выявил прямую зависимость между этими показателями: увеличение времени, отводимого на подготовку домашних заданий, приводит к уменьшению времени ночного сна и дневного отдыха.

Вместе с тем значительные нарушения режимных моментов часто обусловлены не только большим объемом программных заданий, но и неумением правильно организовать свою деятельность.

Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников - сокращение времени ночного сна. Средняя продолжительность ночного сна у второклассников в рабочие дни недели составляет 9,44 часа, что недостаточно с физиолого-гигиенической точки зрения. Физиолого-гигиенические нормативы выдерживаются лишь в 6,97% случаев. Дефицит сна до 2 часов отмечен у 93,03% учащихся начальных классов, почти у 10% выявлен глубокий (более 2 часов) дефицит сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в 11% случаев - длительное приготовление уроков, в 64% - просмотр вечерних телепередач, игра на компьютере и так далее.

Продолжительность приготовления домашних заданий у 81,4-77,2% детей в рабочие и выходные дни не превышает допустимых нормативов. При этом выполнение домашних заданий в учебные дни в течение более 4,0 часа отмечено у старшеклассников в 16,0-19,0% случаев, в выходные - в 19,5-23,0% случаев. Дополнительное время на приготовление домашних заданий необходимо в первую очередь учащимся гимназий, лицеев и школ, работающих по экспериментальным программам.

Занятия по интересам включают в себя внешкольные занятия в музыкальной школе, в изостудиях, иностранными языками, эти занятия отнимают у десятиклассников от 2 часов 12 мин до 3 часов 39 мин в 36,5-39,7% случаев.

В свободное от учебных и внешкольных занятий время школьники 10-х классов играют в компьютерные игры, читают художественную литературу, смотрят телевизионные передачи. Художественную литературу в учебные и воскресные дни читают одинаково часто, но продолжительность чтения в выходные дни в 39,0-58,6% случаев возрастает на 1,0-2,5 часа соответственно. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере - до 4,0-6,5 часов за компьютером проводит каждый четвертый школьник.

Частота и длительность просмотра телепередач в выходные дни увеличивается, средняя продолжительность составляет 1 час 48 мин. Но от 15,6% до 24,2% юношей и девушек проводят у телевизора от 3 и более часов.

Большая часть старшеклассников не соблюдает режим дня, и по мере взросления эта группа увеличивается. Мы установили, что среди старшеклассников режим дня соблюдается только в 30,0-40,0% случаев. По нашим данным, и досуг современных школьников не способствует сохранению здоровья. Он крайне однообразен и нерационален. Анализ результатов анкетирования, проведенного нами среди школьников, показывает, что, независимо от места проживания и материального положения семьи, преимущественным видом досуга становится просмотр телевизионных передач и работа на компьютере.

На занятия по интересам (занятия в музыкальной школе, иностранными языками и так далее) лишь 28,0% старшеклассников тратят от 1,5 до 2,0 часа. Средняя продолжительность таких занятий составляет 3,17 часа. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере - от 4,0 до 6,0 часа за компьютером проводит каждый третий старшеклассник.

Ежедневный просмотр телепередач у половины старшеклассников составляет по времени в среднем 2,35 часа, но от 15,3% до 35,1% юношей и девушек проводят у телевизора 3 и более часов.

Таким образом, в свободном от учебных и внеклассных занятий времяпрепровождении у учащихся старших классов преобладает статический компонент. В состоянии относительной неподвижности старшеклассники проводят значительную часть своего времени бодрствования (78,0-97,0%).

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно-воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др.

Оценивая расписание уроков в школах, в первую очередь мы обращали внимание на соответствие продолжительности учебного дня и недели возрастным функциональным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность центральной нервной системы, высокая работоспособность, профилактика переутомления и охрана здоровья учащихся. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования.

Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени - ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе.

Начальная школа

(1-2-е классы)

По нормативным документам у первоклассников не должно быть более 3-4 уроков в день, что в совокупности с суммарным временем перемен составляет около 3-3,5 астрономического часа пребывания в школе.

По нашим данным, учебная нагрузка в школе у первоклассников (уроки и факультативы) составляет в среднем 4 ч 02 мин, то есть уже превышает нормативы. В зависимости от вида образовательного учреждения первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ и педагогических технологий.

Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе и время на приготовление уроков, у первоклассников составляет в среднем 5 часов 38 мин (с вариантами от 5 часов 08 мин до 7 часов 12 мин) (по нормативам - не более 4,5 часа). Общая статическая нагрузка, включающая занятия в школе, самоподготовку, внешкольные занятия музыкой, иностранными языками, чтение художественной литературы, просмотр телепередач, составляет в среднем 6 часов 40 мин. Все последние годы мы отмечаем значительное увеличение времени, которое дети проводят за компьютером и перед телевизором. Это еще больше увеличивает статическое, позное напряжение первоклашек. Время относительной неподвижности первоклассников в среднем равно 7 ч 48 мин в будние дни (от 6 ч 12 мин до 8 ч 24 мин), то есть в режиме дня учащихся 1-х классов треть суток занимает статический компонент.

От начала к концу учебного года у учащихся первых классов значительно увеличивается время, отводимое на самоподготовку, в два раза возрастает время, используемое на внешкольные занятия. Одновременно наблюдается тенденция снижения времени, предназначенного для сна и прогулки на свежем воздухе как в будни, так и в выходные дни.

Большая продолжительность и частота самоподготовки как в будние, так и в выходные дни может свидетельствовать о том, что на уроках отводится недостаточно времени на закрепление нового материала вследствие перегруженности учебных программ или завышенных требований педагогов, стремящихся работать на опережение, и о необходимости дополнительных упражнений детей вследствие их сниженных морфофункциональных возможностей.

Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания.

Например, у второклассников на протяжении учебной недели превышение нормативов базисного объема учебной нагрузки составляет в гимназиях и лицеях в среднем 28,0%, в городских общеобразовательных школах - 17,5%, в сельских школах - 9,0%.

У 6,0%-7,0% учащихся вторых классов городских образовательных учреждений продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков, что вызывает особую тревогу.

Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе и время, которое тратят ученики младших классов на самоподготовку, составляет в среднем:

5 часов 38 мин (от 3 часов до 6 часов 48 мин) - в первых классах;

6 часов 48 мин (от 4 часов до 9 часов 30 мин) - во вторых классах.

Неравномерное распределение учебной нагрузки при пятидневной учебной неделе приводит к увеличению общей нагрузки и еще большим нарушениям внешкольного режима, чем при шестидневной учебной неделе. В частности, при пятидневной учебной неделе второклассники на 10% чаще превышают время, допустимое для приготовления домашних заданий.

Неравномерность распределения нагрузки по дням недели при пятидневной учебной неделе приводит к увеличению продолжительности каждого учебного дня на один час, а то и на два часа, и при сохранении общей недельной нагрузки в школе (количества учебных часов) - к более частому несоблюдению внешкольного режима. Количество детей, у которых домашние задания занимают 3 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. В классах с дополнительными уроками информатики или иностранного языка школьники 2-х классов на 13% чаще не выдерживают гигиенические нормативы по приготовлению домашних заданий.

Любое увеличение учебной нагрузки (введение информатики, иностранного языка) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым ежедневно увеличивая утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается.

Старшая школа

(10-11-е классы)

Так же, как и у младших школьников, при пятидневной учебной неделе время, затрачиваемое на домашние задания, у старшеклассников увеличивается, а число старшеклассников, занимающихся от 5 до 8 часов, возрастает по сравнению с шестидневной учебной неделей.

В классах, где максимально допустимая учебная нагрузка находится в пределах нормы, параметры внешкольного режима также в большей степени соответствуют возрасту школьников. При возрастании школьной учебной нагрузки среди старшеклассников возрастает число нарушений в режиме всего дня.

Общая учебная нагрузка от 10-го к 11-му классу в среднем возрастает на 1,0-1,5 часа в день при средней учебной нагрузке 9,8 часа и 10,2 часа соответственно у 10-классников и 11-классников.

В 27% школ базисная учебная нагрузка в 11-х классах во все дни недели соответствует гигиеническим требованиям, не превышая 5-6 уроков. Однако 73% учащихся выпускных классов имеют продолжительность школьных занятий до 7 уроков: превышение гигиенических нормативов учебной нагрузки в школе составляет от 15,6% в гимназиях и лицеях до 7% в общеобразовательных школах. При этом большая часть (73%) старшеклассников посещает факультативные занятия (с индивидуальными колебаниями от 2 часов до 20 часов в неделю). Средненедельное время факультативных занятий составляет 6,17 часа. Таким образом, даже по средним величинам времени факультативных занятий превышение гигиенических норм составляет 2,17 часа. Количество школьников, у которых домашние задания занимают 4 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. Наибольшее время для выполнения домашних заданий у старшеклассников требуют задания по химии, иностранному языку, литературе (от 48 мин до 63 мин). Вообще выполнение заданий только по одному предмету часто требует от 2 до 3 часов (особенно это касается учеников профилированных классов, гимназий, то есть тех образовательных учреждений, где предъявляются повышенные требования). Это свидетельствует о слишком большом объеме учебной программы и о недостатке времени на закрепление нового материала на уроках, а значит, о скрытой интенсификации учебного процесса (то, что не выполнено на уроке, переносится на домашние задания).

Средняя суммарная учебная нагрузка в школе варьируется от 8 часов 45 мин до 11 часов 35 мин. Только на учебную работу школьники вынуждены расходовать значительную часть суточного времени бодрствования (12,5-13 часов), предназначенного для других видов деятельности и дневного отдыха учащихся.

Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия, составляет в среднем 9 часов 45 мин. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач - 1 час 36 мин, то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 часов 21 мин.

Исследования Института возрастной физиологии РАО в очередной раз подтверждают значительное превышение учебной нагрузки во многих школах, особенно в тех, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.

Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должны осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены каждого урока, соотношения уроков со статическими и динамическими видами деятельности.

Любое увеличение учебной нагрузки (например, дополнительное введение информатики и иностранного языка во вторых классах) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

Учебные нагрузки школьников

В настоящее время проблема здоровья школьников вышла на уровень проблемы политической. И это вполне оправданно. Общеизвестны вопиющие цифры, показывающие катастрофическое состояние здоровья выпускников школ. Ясно, что причина этого коренится не только в школе: сюда вносит свой "вклад" и снижение качества питания, и ухудшение состояния окружающей среды, и повышение социальной стрессогенности, но и школа также должна взять на себя большую долю ответственности.
Один из сильнейших факторов ухудшения здоровья детей связан с непомерными учебными перегрузками в школе, и это уже не раз обсуждалось педагогами, гигиенистами, физиологами, психологами. Если старшеклассник имеет 32-36 академических часов обязательных аудиторных занятий, плюс он должен ежедневно тратить 3-4 астрономических часа на домашние задания, то его суммарная недельная нагрузка составляет порядка 50 астрономических часов (при этом мы, в соответствии со всем известной реальностью, считаем, что домашние задания выполняются и в выходные дни). И это еще довольно сдержанная количественная оценка, многие эксперты приходят к еще более значительным цифрам.
Кроме того, ученик находится между двух (или большего числа) огней. В средних классах родители прекрасно понимают, что все эти объемы, - требуемые лишь для того, чтобы не получать "двойки", причем 50-80% изучаемой информации никому не нужны (сейчас это обстоятельство признал и министр образования), - тем не менее, не дают ребенку возможности реально научиться чему-то дельному: иностранному языку, например, музыке или компьютеру. А потому многие дети еще пользуются сторонними, внешкольными образовательными услугами, в государственном или частном секторе. В старших же классах всем ясно, что даже если этот "школьный Молох" перемелет тебя по полной программе, то никаких гарантий продолжения образования в вузе это не дает; а потому надо заниматься у репетиторов, на платных подготовительных отделениях и т.п. Так что реальная учебная нагрузка еще выше, по некоторым оценкам она достигает 65-70 астрономических часов в неделю.

Очевидно, что нагрузка школьников уже физически зашкаливает за все возможные медицинские и хронометрические пределы.
При этом учителя говорят, что и при такой рабочей неделе не хватает времени, чтобы "пройти программу". Так может быть, надо изменить программу?

Рассмотрим один пример, прямо связанный и с проблемой перегрузки, и с проблемой рамок содержания образовательных программ, - а именно вопрос о времени домашних заданий. С одной стороны, домашние задания обязательны (=принудительны); с другой стороны, здесь отсутствует какая-либо норма, даже самая простая - на максимально возможную продолжительность.
У многих есть соблазн справиться с ситуацией, призвав нормы законодательства о труде. Тогда, вроде бы, можно ограничить обязательную учебную нагрузку нормами максимальной продолжительности рабочей недели. Например, если 30 часов учебная недельная нагрузка, то на домашние задания - максимум 11 часов, при этом на выходной день задавать запрещено.
При этом, конечно, встает, ряд технических вопросов (например, приравнивать ли 45-минутный академический час к 6 0 -минутному астрономическому, или производить пересчет в пропорции 3/4; как быть с каникулами, суммарная продолжительность каковых значительно превышает законодательно требуемый минимум 4-недельного отпуска и т.д.).
Однако, проблема много труднее и, так сказать, безнадежнее. Дело в том, что с юридической точки зрения учеба ни в коем случае не есть труд. Во-первых, по всем российским и международным нормам трудовое законодательство регулирует трудовые отношения работников (школьника ни один юрист не приравняет к работнику), труд же выполняется работниками за вознаграждение; во-вторых, и это самое главное, принудительный труд запрещен (напр., КзоТ, ст. 2; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 4, п.2). Но 43-я статья Конституции РФ, аналогично основным законам других стран, говорит об "обязательности основного общего образования". Следовательно, как по фундаментальному принципу запрета обязательного (принудительного) труда, так и по основным характеристикам труда как такового - учеба в школе не может быть признана трудом и на нее не могут распространяться нормы трудового законодательства.

Таким образом, задать образовательную норму из сферы трудового права - невозможно. Следовательно, необходимо имманентное задание образовательной нормы, а именно изнутри образовательного права.
Сразу скажем, что - несмотря на всю очевидность ситуации и проблемы - есть очень многие люди (учителя, управленцы, методисты и проч.), которые явно против введения нормы на домашние задания. Впрочем, есть класс людей, которые были, есть и будут против введения всяких норм, везде и всегда.
На всё это можно сказать одно - конечно, проблема
дозирования домашних заданий - вещь непростая, но если не пытаться вводить хоть какую-то норму, то возникает беспредел. Точнее, он уже давно возник.
Некоторые регионы начинают, однако, хоть что-то делать. Скажем, Москва недавно приказом ограничила продолжительность обязательных домашних заданий в 11-ом классе. А именно, устанавливаются четыре вещи:

(1) домашние задания не даются по предметам регионального компонента;

(2) продолжительность домашних заданий по предмету не должна быть выше 50% от временного объема данного предмета в неделю (то есть, к примеру, если на химию есть 2х45 минут в неделю, то общий объем домашнего задания по химии не должен превышать 45 минут в неделю);

(3) учитель должен записать в журнале, рядом с колонкой домашнего задания, примерную его продолжительность;

(4) ученик должен в дневнике отразить фактическое время, затраченное на задание.
Нет сомнений, что эта мера не является на 100% совершенной. Но это хоть что-то; далее опыт может показать пути ее улучшения. Кстати, есть косвенная информация, что на предстоящий учебный год этот механизм будет распространен и на другие классы, не только на 11-й.
Другая попытка была совершена в федеральном законопроекте "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование" (внесен в Госдуму РФ). В этом тексте было предложено следующее:
"Максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки, включающей в себя аудиторную нагрузку, время, отводимое на выполнение домашних заданий, иные виды обязательной учебной деятельности обучающихся, устанавливаются в следующем объеме (учебные часы, в неделю):

в 1 классе – 24 (домашние задания не предусматриваются);
во 2-4 классах – 26;
в 5-6 классах - 38;
в 7-8 классах - 42;
в 9-м классе - 45;
в 10-11- классах – 48".
Возьмите объем обязательной аудиторной нагрузки (хотя бы по СанПиНам) и заминусуйте его от указанных величин, - получите максимальный недельный объем домашних заданий. Заметим, что разработчики законопроекта понимают, что предложенный вариант также нуждается в коррекции, даже чисто количественной (и она будет внесена при доработке законопроекта).

Особенности учебной работы школьников в ходе выполнения домашних заданий

Модернизация среднего общего образования предъявляет ряд требований не только к пересмотру содержания образования, но и в связи с его усложнением к организации учебного труда школьников, в частности, к использованию возможностей такого вида учебного труда, как выполнение домашних заданий.

В связи с этим могут вызвать интерес результаты исследования, проведенного в НИИ психологии обучения и социологии образования (ныне – Институт психологии обучения (ИПО)) Современной гуманитарной академии (СГА) в 2003–2004 гг. Исследование решало ряд задач, в числе которых – определение основных видов учебной домашней работы, их соотношений и времени выполнения.

В качестве респондентов в исследовании приняли участие 39 учителей и 295 московских школьников: ученики 5-х классов – 118 чел., 8-х классов – 100 чел., 11-х классов – 77 чел.

Выбранные для исследования возрастные срезы, во-первых, соответствуют принятой в российской психологии возрастной периодизации: 5-й класс (10–11 лет) – младший подростковый возраст, 8-й класс (13–14 лет) – старший подростковый возраст, 11-й класс (16–17 лет) – ранний юношеский возраст. Во-вторых, с дидактической точки зрения 5-й класс – начало средней ступени обучения, появление более рельефного, чем в начальных классах, предметного обучения; 8-й класс – время устойчивой адаптации к предметному преподаванию в средней школе; 11-й класс – этап завершения общего среднего образования, подготовка к переходу на новую (вузовскую) ступень обучения.

В выборке были представлены школьники из трех разнотипных учебных заведений среднего общего образования: гимназии – 112 чел., средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла – 119 чел., средней общеобразовательной школы – 64 чел.

Настоящим исследованием были уточнены и конкретизированы наиболее часто употребляемые в школьной практике формы домашнего задания. Так, по опросу учителей был составлен рейтинг предпочтительно используемых форм домашних заданий. Он показал, что наиболее популярными среди учителей остаются традиционные задания: проработка материала учебника, разобранного в классе (это задание предпочитают использовать 69% опрошенных), и решение задач и упражнений разных типов (56% опрошенных). При этом типичные для темы задачи предпочитают 44% опрошенных учителей, более легкие – 23%, более трудные – 26%, а задачи повышенной сложности, не встречавшиеся ученикам ранее, отметил в предпочтениях всего 1 человек (3%).

Популярность творческих заданий (их отметили 64% опрашиваемых) связана с тенденциями последних лет в педагогике – поисками путей развития индивидуальных творческих способностей учеников. Упражнения и задания повышенной сложности, как и особые, нетрадиционные задания, по данным опроса, практически не используются в школьной практике или используются нечасто – отдельными учителями в отдельных моментах и условиях (3% опрошенных – 1 человек).

Таблица 1

Распределение предпочтений школьных учителей в использовании различных форм домашних заданий

% от кол-ва

опрошенных ( n =39)

% от общего кол-ва выборов ( n =158)*

Материал учебника, разобранный в классе

Творческие задания

Задачи и упражнения разных типов

Наиболее типичные для данной темы задачи

Практические задания

Более легкая часть теоретического материала, которую в классе не разбирали

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более трудные

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более легкие

В основном теоретический материал

Задачи и упражнения повышенной сложности, ранее не встречавшиеся ученикам

Другое (указано – «задания по желанию», предмет – рус. яз., лит-ра)

Примечание . * – в анкете вопрос давался в закрытой форме, можно было выбрать несколько ответов, и общее число выборов составило 158.

В ходе обработки результатов, полученных методом анкетирования школьников, были выделены основные виды учебного труда школьников и время, затрачиваемое на них в процессе выполнения домашних заданий (табл. 2).

Таблица 2

Среднее время, затрачиваемое школьниками разных возрастных групп на разные виды домашней учебной работы (в мин.)

5-е классы

8-е классы

11-е классы

Чтение текста (параграфа) учебника

Решение задач или выполнение упражнений

Заучивание (понятий, правил, определений, законов, стихов, слов и пр.)

Ответы на вопросы параграфа

Творческое задание (сочинение, рисунок, доклад, реферат и др.)

Работа с дополнительной литературой

Работа с контурными картами, карточками, рабочими тетрадями и др. пособиями

Из таблицы видно, что в целом для школьников наиболее продолжительной является домашняя учебная работа с дополнительной литературой и выполнение творческого задания. При этом наибольшее время на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам), что можно объяснить новизной данной формы работы для этого возраста.

Анкетирование показало, что время на выполнение творческого задания постепенно увеличивается от одной возрастной группы к другой. Максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам). Это связано с тем, что творческие задания сильно различаются по уровню сложности: в 5-х классах используются его простые виды (иллюстрация, рисунок, небольшое по объему сочинение), в то время как в старших классах школьники осваивают более сложные, «взрослые» виды творческих заданий (доклады, рефераты, различного рода проекты и др.), которые подготавливают их к вузовским видам учебного труда.

Весьма трудоемкой с точки зрения затрат времени, как видно из табл. 2, оказалась работа с различными пособиями (контурными картами, карточками, рабочими тетрадями, таблицами). Здесь также прослеживается тенденция к увеличению показателей от одной возрастной группы к другой, вследствие закономерного усложнения учебных задач.

Интересно, что на заучивание в 8-х классах, согласно полученным данным, затрачивается явно меньше времени (16 мин. в среднем по всем дисциплинам), в то время как в домашней работе учащихся 5-х и 11-х классов оно стоит на третьем месте по затратам времени (23 мин. и 25 мин. соответственно).

Такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника, занимает во всех возрастных группах меньше всего времени.

Традиционные для массовой школы, наиболее часто употребляемые учителями виды заданий – чтение учебника и выполнение упражнений и задач – имеют средние показатели времени, колеблясь в пределах 16–23 мин., не превышая оптимального диапазона в 20–25 мин.

Наибольший интерес в исследовании вызывали вопросы о времени домашней учебной работы.

Расчеты средних значений показали, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает 1,9 час., при этом школьники 5-х классов затрачивают в среднем 1,7 час.; школьники 8-х классов – 2,2 час.; школьники 11-х классов – 1,9 час. Таким образом, наиболее загружены домашней работой оказались учащиеся 8-х классов.

Нормы учебного времени, отводимого на домашнюю работу, определены в Санитарных правилах и нормах (СанПиН) . Так, в 5-м классе оно не должно превышать 2,5 час., в 8-м – 3 час., в 11-м – 4 час. Следовательно, данные опроса показывают, что в среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в заданные нормами рамки.

Предполагалось, что различия школьных дисциплин, в силу особенностей своего содержания, будут определять и различия в видах домашнего задания и во времени его выполнения. Однако полученные данные показали, что время выполнения домашних заданий не различается сильно – ни по возрастным группам, ни по предметам. Средний диапазон времени колеблется в пределах 20–30 мин. Из этого диапазона явно выбиваются лишь:

    домашняя учебная работа по иностранному языку (43 мин.) в 5-х классах;

    домашняя учебная работа по литературе (55 мин.) и истории (56 мин.) в 11-х классах.

В первом случае это может быть связано с тем, что именно в 5-м классе начинается изучение предмета. Если иностранный язык есть в программе начальной школы, то, за исключением «языковых» спецшкол, он преподается на разговорно-игровом уровне, а серьезное изучение грамматики языка начинается с 5-го класса, что и объясняет большой объем времени, затрачиваемый на домашнюю подготовку.

Во втором случае увеличение времени на выполнение домашних заданий может быть связано с тем, что сегодня большой популярностью у абитуриентов пользуются вузы гуманитарной направленности, где основными вступительными экзаменами являются история и сочинение (с обязательным знанием литературы, с навыками анализа и критики). Это и вызывает повышенное внимание учителей и выпускников к отработке умений и навыков по этим дисциплинам в ходе домашней учебной работы.

При рассмотрении распределения времени на разные виды домашних заданий по различным учебным дисциплинам оказалось, что показатели зачастую отклоняются от рассмотренных выше среднедисциплинарных. При этом для 5-х классов интервал отклонений колеблется в пределах 6–9 мин. (как в сторону увеличения времени, так и в сторону его уменьшения).

Для учащихся 8-х классов больше всего отклонений выявлено по чтению учебника. Здесь также наблюдается сокращение времени (относительно средних для всех дисциплин показателей) на чтение учебника по математике и русскому языку (на 8 и 7 мин.) и увеличение времени на чтение учебника по гуманитарным дисциплинам – литературе и истории (на 10 и 5 мин.). Увеличение времени наблюдается и при заучивании: так же как и в 5-х классах – по литературе (на 6 мин.) и по иностранному языку (на 7 мин.). На 8 мин. увеличивается для 8-классников время работы с дополнительными источниками по литературе.

Наиболее ярко выражены отклонения от среднедисциплинарных показателей времени выполнения различных заданий у школьников 11-х классов. Так, чтение учебника по математике и русскому языку уменьшается (на 10–11 мин.), но возрастает по литературе (на 14 мин.) и по истории (на 17 мин.). Возрастает (на 7 мин.) время решения задач и упражнений по математике, в то время как на этот же интервал оно уменьшается при учебной работе по биологии. Значительное уменьшение времени на заучивание наблюдается по математике и русскому языку (на 9 мин.), химии (на 10 мин.) и биологии (на 7 мин). Однако при этом возрастает доля времени на заучивание по истории (на 33 (!) мин.). Также существенно увеличивается (относительно средних для всех дисциплин показателей) время на выполнение творческих заданий по русскому языку (на 20 мин.) и литературе (на 25 мин.) при сокращении времени на эту же форму домашней работы по химии и физике (на 10 мин.).

Рассмотренные особенности показывают, что при организации домашней самостоятельной работы школьников (в рамках классно-урочной системы) отсутствие норм по видам и объемам домашних заданий приводят к тому, что все определяется учителем и его предпочтениями.

Исследуя учительские предпочтения в частоте использования различных форм домашних заданий, удалось установить, что наиболее объемные по времени задания (например, работа с дополнительной литературой или творческое задание) учащимся задают не каждый раз и даже не каждую неделю. Так, например, работу с дополнительной литературой на дом учителя предпочитают задавать: в 5-м и 8-м классах – раз в месяц (33% и 50% ответивших), а то и раз в четверть (19% и 35% ответивших); в 11-м классе – преимущественно раз в месяц (37%). Довольно высокая цифра (26% ответивших) по 11-м классам получена в графе «каждый урок». Возможно, это также связано с объемной и интенсивной работой учащихся выпускных классов по подготовке к экзаменам по истории, математике, русскому языку, литературе, химии, биологии и физике.

Задание по работе с пособиями (контурными картами, рабочими тетрадями, карточками, таблицами и пр.) учителя также предпочитают давать раз в месяц: в 5-м классе – 45%, в 8-м классе – 46% и в 11-м классе – 37% опрошенных. Однако это задание большой процент учителей использует и каждый урок (особенно – в 11-м классе). Это можно объяснить тем, что такую форму работы в основном используют в обучении дисциплинам, занятия по которым проходят 1–2 раза в неделю (география, физика, химия, биология и др.). Поэтому здесь можно отчасти считать этот ответ отнесенным к графе «раз в неделю».

Что касается творческих заданий, то их учителя предпочитают задавать на дом еще реже: не чаще одного раза в месяц, а то и раз в четверть и даже раз в год.

Проведенное исследование предоставило возможность получить данные и по другим интересным вопросам – например, о соотнесении различных форм домашних заданий с фазами усвоения знаний, о распределении времени выполнения домашних заданий по фазам усвоения знаний и др. (эти вопросы будут отражены в других публикациях).

В рамках темы данной статьи можно отметить следующие результаты исследования:

1. Установлено, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает около двух часов, при этом наиболее загружены домашней работой учащиеся 8-х классов. В среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в рамки, заданные СанПиНами.

2. Выявлены следующие особенности выполнения домашних заданий:

    в целом для школьников наиболее продолжительными являются домашняя учебная работа с дополнительной литературой и выполнение творческого задания; при этом больше всех времени на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам);

    время на выполнение творческого задания увеличивается от одной возрастной группы к другой: максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам);

    меньше всего времени во всех возрастных группах занимает такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника.

3. Подтверждена гипотеза о том, что распределение времени на различные виды учебного труда в процессе выполнения школьниками домашних заданий зависит от объема и преобладающего типа домашних заданий. В свою очередь, ввиду отсутствия норм виды и объемы домашних заданий определяются учителем.

4. Выдвинуто предположение о наличии закономерности: распределение учебного времени (как в урочной, так и в домашней работе) изменяется при переходе из начальной школы в среднюю, что связано с изменениями в характере и объеме учебного труда школьников.

Выявленные особенности можно и нужно учитывать для более эффективного построения учебного процесса в учебных заведениях среднего общего образования, для соблюдения баланса между различными формами самостоятельного домашнего учебного труда школьников разных возрастных групп. Это отвечает задачам технологизации обучения.

С другой стороны, результаты и данные, полученные в ходе исследования, могут быть полезными в решении вопросов проектирования и конструирования учебного процесса, особенно в условиях специализации учебных заведений, что отвечает целям индивидуализации обучения. Таким образом, результаты исследования могут быть применены в ходе решения основных задач модернизации российского образования.

Приложение 1.

Примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий:

    в начальной школе от 15 мин. в 1 классе;

    до 30 (35) минут в 3 (4) классах;

    в среднем и старшем звене от 27 до 40 минут.

Приложение 2.

По русскому языку выделяются свои нормы домашнего задания.

5 класс – 40-60 слов (6-8 печатных строк);

6 класс – 60-70 слов (8-9 печатных строк);

7 класс – 70-80 слов (9-10 печатных строк);

8 класс - 80-105 слов (9-12 печатных строк);

9 класс – 105-130 слов (13-15 печатных строк).

Приложение 3.

Примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:

Приложение 4.

База исходных данных, необходимых для расчета предельного времени выполнения домашнего задания учащимися общеобразовательного учреждения

1. Нормы максимально допустимой нагрузки школьников регламентированы Санитарными правилами и нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96.

2. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. - 576 - 96 в следующих пределах:

    в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч.,

    во 2-м - до 1,5 ч.,

    в 3-4-м до 2 ч.,

    в 5-6-м до 2,5 ч.,

    в 7-8-м до 3 ч.,

    в 9-11-м до 4 ч.

3. Учет трудности предметов нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96 рекомендовано производить на основании таблицы И.Г.Сивкова (1975 г.), при дополнительном оценивании современных предметов (информатика, профильные дисциплины) не менее, чем в 10 баллов.

Приложение 5.

Исходные положения, допущения и расчетные формулы методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися

1. Расчет производился в соответствии с методическими рекомендациями по предупреждению учебной перегрузки учащихся (Бабанский Ю.К. "Оптимизация учебно-воспитательного процесса"):

    не давать домашних заданий на понедельник;

    не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре.

2. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) имеет вид:

3. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания с учетом трудности отдельного предмета (на 1 урок) имеет вид:

, где
Т
ур - искомое предельное время выполнения домашнего задания (мин.);

D - предельное время выполнения домашних заданий в течение недели, по гигиеническим требованиям (час.).

B i - трудность 1- го предмета по таблице Сивкова И.Г. (баллы)

P i - к оличество часов в учебном плане по 1- му предмету (по которому дается домашнее задание).